Коммерческие организации имеют полное право создавать различные службы и подразделения для взаимодействия с клиентами. Когда появление неплательщиков — это предсказуемый риск кредитной или микрофинансовой организации, в таких компаниях, как правило функционируют отделы досудебного урегулирования, которые начинают действовать сразу после образования просрочки по обязательствам.
Целью работы указанной структуры является выяснение причин возникновения долга, его урегулирование различными способами, подготовка материалов для обращения в суд — но главное: все силы отдела должны быть направлены на возврат просрочки. Об особенностях работы досудебных подразделений кредитных и микрофинансовых организаций расскажем в этом материале.
Если у клиента возникла просрочка по кредиту или займу, банки и микрофинансовые организации могут сразу начать взыскание через суд. Однако в большинстве случаев сначала будут использованы разные варианты внесудебного урегулирования проблемы. Положительный результат на этом этапе будет выгоден как кредитору, так и заемщику. Последний сможет избежать судебных тяжб и получит возможность восстановить платежеспособность. Также досудебный отдел МФО или кредитной организации может предложить различные льготные варианты действий для должника.
Итак, структуры внесудебного урегулирования просрочек по микрозаймам и кредитам могут создаваться в следующих компаниях:
Именно в такого рода фирмах наиболее высоки риски, что клиент не вернет одолженные деньги (а к коллекторам и вовсе попадают в руки исключительно «злостные неплательщики»).
Основное направление работы досудебных банковских структур и отделов взыскания в МФО — дистанционное общение с заемщиком (должником). Коллекторские компании, напротив, практикуют и выездные действия, поскольку это соответствует закону № 230-ФЗ.
Должника не могут заставить сотрудничать с представителями досудебного урегулирования. Но если он будет уклоняться от решения проблемы, то кредитор приступит к истребованию просрочки через суд. Это чревато следующими последствиями:
Учитывая изложенное, рекомендуем не уклоняться от взаимодействия с досудебными отделами — уход в глухое подполье создаст вам негативную репутацию в глазах судьи. О послаблениях в этом случае можно забыть.
Поэтому лучше попытаться решить финансовые проблемы мирным путем, чем столкнуться с принудительным взысканием через суды, приставов и коллекторов.
Перечень действий и полномочий, которые может выполнить отдел, зависит от сферы деятельности организации. Например, все допустимые варианты взаимодействия с неплательщиками для коллекторских агентств напрямую регламентированы законом № 230-ФЗ.
Отделы и специалисты по досудебному взысканию могут быть в других организациях. Например, работой с должниками могут заниматься структуры управляющих компаний, предприятий ЖКХ, операторы связи, а также налоговые и иные государственные органы.
Организация, в которой создана указанная служба, сама определяет ее полномочия (естественно, в рамках законодательства).
Но существуют и общие для всех направления работы с неплательщиками:
По умолчанию отдел досудебного взыскания может общаться только лично с заемщиком (должником). В некоторых ситуациях допускается взаимодействие с иными лицами. Например, специалисты банка могут обращаться к созаемщикам и поручителям, которые были указаны в кредитном договоре.
Перечень действий, которые могут осуществлять сотрудники досудебных отделов взыскания, примерно одинаков во всех МФО, банках.
С неплательщиком могут работать по следующим направлениям:
На досудебной стадии представители МФО (банка) будут заниматься подготовкой документов и доказательств для дальнейшего взыскания. Например, переписка с заемщиком может направляться в суд вместе с исковым заявлением.
Разговоры по телефону обычно записываются. Это нужно не только на случай подачи жалоб, но и для анализа общения с должником. Отметим, что для коллекторских агентств предусмотрены серьезные ограничения по количеству и времени телефонных звонков. На банки и МФО такие требования не распространяются. Однако, учитывая обычный график рабочего времени отделов взыскания, вам вряд ли позвонят ночью из кредитной или микрофинансовой организации.
В процессе досудебного взаимодействия заемщику могут направлять следующие документы:
Должник вправе сам проявить инициативу, подать письменное или электронное обращение в отдел досудебного урегулирования. Например, в нем можно указать просьбу о предоставлении рассрочки или кредитных каникул, разъяснить уважительность причин возникновения долга. Это может повлиять на дальнейшие действия со стороны представителей службы взыскания.
Помните, что на все предложения от кредитора можно рассчитывать лишь до фактического наступления просрочки. Когда становится очевидной предстоящая (даже если она временная!) неплатежеспособность, лучше сразу выйти на контакт с банком или МФО. Только в этом случае есть вероятность, что заемщику удастся:
Состоявшемуся должнику никаких льготных программ, скорее всего, никто не предоставит.
Что грозит за неуплату кредита: по закону и на практикеСтатья по теме
Если просрочка уже «в ходу», клиента кредитной или микрофинансовой организации ожидают вполне предсказуемые и уже описанные выше последствия — коллекторы, взыскание, суд и мероприятия, проводимые приставами.
Представители отдела досудебного урегулирования могут разъяснять должнику последствия направления материалов в суд и ФССП. В редких случаях человеку может грозить и уголовная ответственность. Например, если при получении денег были выявлены признаки мошенничества, заемщику могут предложить добровольно вернуть деньги. Если проигнорировать такое требование, кредитор может подать обращение на возбуждение уголовного дела.
В процессе взаимодействия с заемщиком сотрудники отдела внесудебного урегулирования обязаны соблюдать следующие запреты и ограничения:
Самые жесткие ограничения действуют для коллекторских агентств. Это касается не только телефонного общения с должником, но и организации личных встреч.
Если гражданин не готов общаться с представителями банков и МФО после возникновения просрочки, он может не реагировать на письма, игнорировать звонки и СМС. Обязательства вступать в контакт с отделом досудебного урегулирования у человека нет — но поведение заемщика-должника будет принято во внимание судом во время искового производства.
При этом, если работники службы внесудебного взыскания нарушают права должника, можно жаловаться:
По итогам проверок к разным видам ответственности могут привлечь как саму организацию, так и ее конкретных сотрудников.
Если меры внесудебного воздействия не дали результат, кредитор подготовит документы для обращения в суд. В ходе судебного разбирательства тоже есть шанс договориться с взыскателем. Например, можно заключить мировое соглашение, представив его на утверждение в суд.
Но обычно обращение в судебные органы завершается взысканием долга, после чего кредитор направит исполнительный документ в ФССП. К слову, и во время исполнительного производства тоже есть шанс оформить «мировую» со взыскателем.
Если у вас нет возможности платить по долгам, могут возникнуть основания для прохождения банкротства. При успешном завершении дела просрочки по кредиту или займу вам спишут. Вынесение такого решения гарантирует, что к банкроту больше не смогут применить меры внесудебного или судебного взыскания.
Успешное списание долгов во многом зависит от грамотной подготовки к процессу. Доверьте ее юристам нашей компании и избавьтесь от долгов без лишней нервотрепки. За первой консультацией по вашему делу вы можете обратиться абсолютно бесплатно. Оставьте сообщение на сайте или закажите обратный звонок специалиста.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.