Наши клиенты часто жалуются на угрозы, оскорбления, агрессивные намеки от сборщиков долгов. Расскажем, подать жалобу на коллекторов, и какие органы быстрее реагируют на нарушения прав граждан.
Коллекторская деятельность по закону предполагает весьма ограниченный набор действий в рамках взыскания задолженности:
Сотрудники обязаны общаться в должником спокойно и в деловом тоне, не угрожать, не шантажировать. Требовать долг с родственников, рассказывать о ситуации коллегам и соседям они не вправе. Если действия коллекторов выходят за эти рамки, то гражданин вправе обжаловать их в надзорных органах. А официальных организаций, регулирующих и контролирующих их деятельность, более чем достаточно.
Вне зависимости от того, представляют коллекторы интересы кредиторов по агентскому договору или же купили долг и сами стали кредиторами гражданина по договору цессии, в своих действиях они обязаны руководствоваться законом.
Банки и микрофинансовые кредитные организации передают долги клиентов коллекторам, заранее предусматривая такое право в кредитном договоре. В условиях прописано, что клиенту предоставлено право «запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований)» — если гражданин не подал письменный запрет, значит, согласился на продажу долга коллекторам.
Конечно, большинство людей получая кредит, с банком не спорит. В итоге страдает не только сам должник, но и его знакомые, родственники, коллеги. Рассмотрим, какие нормативные акты регулируют деятельность коллекторских агентств:
230-ФЗ определяет, как происходит передача долга коллекторам, как они могут взаимодействовать с должником, а какие меры воздействия вправе применить. А граждане благодаря этому закону получили возможность противостоять угрозам и беспределу со стороны коллекторов.
Банки перепродают просрочки своих заемщиков в различные коллекторские агентства — кто-то из них дорожит своей репутацией, а кто-то — нет. Тогда начинаются звонки заемщику, его родственникам или коллегам, другие неприятные или даже противоправные действия. Как правильно реагировать на нарушение прав?
Для начала стоит проверить, кто это и на каком основании требуют долг. Потребуйте копию договора цессии, уточните информацию в банке или МФО. Затем проверьте коллекторов в реестре ФССП.
Даже если долг продан по договору цессии, и агентство действует легально, заемщик имеет право прекратить контакты с коллекторами вне зависимости от того, как они себя ведут. Спустя 4 месяца после передачи им долга есть нужно отправить отказ от взаимодействия с коллекторской фирмой.
Этот документ не требует нотариального заверения, но нужно отправлять по почте заказным письмом, чтобы у вас осталась квитанция. После получения письма коллекторов звонить и приходить не вправе. Если этого не произойдет, заемщику стоит написать жалобу в прокуратуру.
Рассмотрим, что делать, если коллекторы совершают действия, выходящие за рамки закона:
Все это не входит в полномочия коллектора и является поводом привлечь уполномоченные органы для защиты своих прав. А если коллекторы угрожают судом, то согласитесь разбираться в суде — там вы сможете подать ходатайство о снижении неустойки или договориться о рассрочке платежей. А если они умудрились купить безнадежный долг, по которому прошли сроки исковой давности, то рискуют не дождаться своих денег даже в суде.
Какие организации регулируют деятельность коллекторов:
Для некоторых категорий граждан существует возможность получения бесплатной юридической помощи от государства. Преимущественно это люди, доход которых составляют меньше величины МРОТ: инвалиды, ветераны, сироты, люди пострадавшие от чрезвычайных ситуаций. Обращаться нужно в местное отделение РПА Минюста России.
Для составления любой жалобы понадобятся: паспорт, документы на кредит, копии судебных постановлений и органов прокуратуры, если заемщик к ним обращался. Если есть — уведомление о продаже долга. В общем, чем больше будет подтверждающих документов — тем лучше. Подойдет детализация телефонных разговоров, их аудиозаписи, скриншоты СМС-сообщений и электронных писем.
Все нужно указывать в хронологическом порядке, с пояснением кто именно и когда обращался, чем нарушил права заемщика. Правильно собранная доказательная база сильно упростит работу правоохранительных органов и сбережет нервы всем сторонам конфликта.
Если же вы решили воздействовать на коллекторское агентство через основной надзорный орган, то жалоба с подробным описанием нарушений передается в отделение ФССП лично, почтовым отправлением, либо на официальном сайте.
Правила написания жалобы:
После получения жалобы начинается внеплановая проверка деятельности коллекторского агентства.
Через Интернет можно жаловаться на коллекторов в НАПКА (Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств) — зайти на сайт, заполнить обязательные поля, изложить суть жалобы, приложить документы, фото, аудио файлы.
Не рассматриваются анонимные заявления и жалобы без указания организации-взыскателя. Укажите номера телефонов, с которых поступают звонки и сообщения.
Для обращения в правоохранительные органы пригодятся диктофонная запись разговоров, распечатку звонков или СМС сообщений от мобильного оператора. Угрозы, оскорбления в соцсетях также неприемлемы, поэтому для обращения в полицию достаточно будет скриншотов переписки.
Особой настойчивостью славятся коллекторы, которые выбивают задолженности, возникшие в микрофинансовых организациях. Для защиты своих прав и интересов с ними обязательно учтите:
Если надписи на стенах дома или дверях квартиры появляются регулярно, можно написать заявление участковому. Впоследствии заявление послужит дополнительным доказательством неправомерных действий взыскателей.
Закон, регулирующий деятельность коллекторов, предусматривает:
Сотрудник коллекторского агентства должен назвать ФИО и наименование организации, в интересах которой действует, показать документы. В письменном уведомления также должна быть полная информация о взыскателе, контактные телефоны для обратной связи. Если это информации нет — повод проверить организацию, перезвонить в банк или МФО, уточнить, продали ли они долг, и кому.
В соответствии с законом, коллекторские организации должны быть зарегистрированы в реестре. Если компании там нет, или компания исключена из реестра ФССП — ничего платите и обращайтесь в полицию. Это действуют мошенники.
Несмотря на запреты, даже в 2024 коллекторы прибегают к неприемлемым методам, сотрудники ведут себя агрессивно, давят, орут, угрожают. При личном общении и в телефонных переговорах стоит соблюдать корректность и не накалять ситуацию.
Когда обратиться за помощью в официальные органы:
Приблизительные сроки рассмотрения обращений и жалоб граждан на действия сотрудников коллекторских агентств следующие:
Сроки рассмотрения искового заявления судом также зависят от степени его загруженности. В среднем стоит рассчитывать на ответ в течение 15–30 дней.
Если ваша жалоба будет обоснована, то к коллекторской организации могут применить следующие санкции:
Сотрудники в зависимости от тяжести нарушения, могут быть привлечены, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Не знаете, куда звонить, когда вам досаждают коллекторы? Обратитесь к нашим кредитным юристам, и они помогут вам защититься от нападок кредиторов и взыскателей, или даже полностью списать все долги. Узнать больше вы сможете, позвонив нам по телефону или написав в онлайн чат.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.