Звонки должнику — это один из самых эффективных методов работы коллекторов. Взыскатели могут звонить напрямую клиенту даже без его письменного или устного разрешения, но с соблюдением требований закона № 230-ФЗ. К иным лицам, в том числе к родным и членам семьи, коллекторы могут обращаться только при наличии специально оформленного согласия. При этом на телефонные разговоры будут распространяться те же ограничения, что и при общении с самим должником.
Коллекторы не могут переложить обязанность платить долги на родных и близких. Но в разговоре по телефону им могут разъяснять основания для взыскания, сообщать подробности о структуре и сумме просрочки, о различных льготных предложениях. Третье лицо может в любой момент отозвать свое согласие на телефонные звонки без обоснования причин. Ниже мы расскажем, имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника и как защититься от неправомерных действий со стороны взыскателей, если должны не вы, а член вашей семьи.
Все основные вопросы, связанные с взысканием долгов через коллекторов, урегулированы законом № 230-ФЗ. Его обязаны соблюдать все коллекторские агентства и их сотрудники. К законным методам взыскания относятся и телефонные звонки. По умолчанию и без дополнительного разрешения взыскатели могут звонить только самому должнику. Общение с иными лицами, в том числе для передачи информации о долгах, допускается только при соблюдении определенных условий.
Вот что говорит закон № 230-ФЗ о праве коллекторов звонить иным лицам, а не только самому должнику:
Звонят коллекторы: советы для защиты от вымогателейСтатья по теме
Коллекторы собирают информацию о должнике разными способами (иногда не совсем легальными). Если они установят, что у неплательщика есть семья, родные, друзья и иные близкие люди, то вполне могут направить им предложение (уведомление) о взаимодействии.
Коллекторы могут предложить оформить согласие на общение по телефону или иными способами. Но если родственник откажется от такого предложения, заставить их дать согласие нельзя.
В чем смысл оформления согласия на общение с коллекторами? Дело в том, что непосредственная ответственность по обязательствам возникает только у самого должника. Другие лица, даже если они знают о финансовых проблемах близкого человека, не несут ответственности по его долгам. Более того, сведения об основаниях возникновения задолженности и о ее суммах относятся к персональным данным. Передавать их иным лицам нельзя без оформления письменных или электронных согласий.
Частичное исключение из этого правила действует только при взыскании долга приставами, которые могут размещать отдельные сведения в Банке данных исполнительных производств (1).
Если родственник хочет помочь должнику в решении финансовых проблем, ему не обязательно давать письменное согласие на взаимодействие с коллекторами. Гораздо человечнее и по всем канонам лучше — дать взаймы определенную сумму денег для погашения просрочек либо самостоятельно перевести их кредитору. Если же родственник готов сотрудничать с взыскателями, согласия оформляются по правилам закона № 230-ФЗ:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»
Разрешение на сотрудничество с коллекторами третье лицо может дать еще при оформлении договора на кредит или заем. Если такое согласие не отозвано, оно сохранит свою силу и после продажи кредитного долга коллекторскому агентству. Поэтому для родственника, который когда-то давно оформлял указанное согласие в банке или МФО и успел двадцать пять раз благополучно о нем забыть, звонок коллекторов может стать неожиданным «сюрпризом».
В законе не указаны какие-либо специальные требования к содержанию согласия. Чтобы документ имел законную силу, в нем нужно указать:
Указанные правила заполнения одинаковы как для родственника, так и для самого должника. Можно оформить согласие от неограниченного круга третьих лиц. Однако сложно представить, что кто-либо из членов семьи добровольно согласиться общаться с коллекторами. Это скорее исключение, чем правило.
В законе нет никаких ограничений по этому вопросу. Там указано, что согласие могут дать «любые третьи лица». В их круг могут входить:
Единственным ограничением может являться только возраст родственника. Несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет не обладают полной дееспособностью. Поэтому они могут совершать большинство сделок и подписывать документы только с согласия родителей. Конечно, общение коллекторов с несовершеннолетними детьми неплательщика — это нонсенс.
Если родственник дал согласие на общение с коллекторами, на него не перейдет взыскиваемый долг.
Представители коллекторского агентства будут звонить с иными целями:
Даже если родственник согласен общаться с взыскателями, он не обязан сообщать какую-либо информацию о неплательщике. Эти вопросы можно предварительно обговорить с самим должником.
Получив согласие должника и родственника, коллекторы смогут законно звонить по телефону, направлять SMS-уведомления и документы, лично встречаться на дому или в другом месте. При этом взыскатели обязаны:
Еще одна обязанность представителей коллекторского агентства — они могут звонить родственнику или самому должнику только с одного номера, выделенного специально для работы по взысканию. Звонок или SMS со скрытого номера можно рассматривать как нарушение закона. По таким фактам можно жаловаться в ФССП и в Роскомнадзор.
Звонки по телефону разрешены только в условно дневное время. Для будних дней это период времени с 08:00 до 22:00, а в выходные и праздники — с 09:00 до 20:00.
Также представители коллекторского агентства обязаны учитывать максимальное количество телефонных звонков:
Чаще звонить нельзя. Это будет прямым нарушением закона, по которому можно подать жалобу. Все коллекторы знают об указанных ограничениях. Однако превышение по количеству разговоров и звонки в ночное время являются одними из самых распространенных нарушений.
Даже дав письменное согласие на общение, член семьи должника может не отвечать на звонок или добавлять номер коллекторов в черные списки. Никаких штрафов за это не будет.
Также при телефонном разговоре с взыскателем родственнику можно:
Родственник может сам записывать разговор с коллектором на диктофон или через специальные приложения на гаджете. Запись может пригодиться при подаче жалоб, подтверждении нарушений.
Допустим, человек сгоряча подписал согласие, а теперь и сам не рад, что «ввязался». Как тогда быть?
Не стоит переживать. Родственник должника может в любой момент заявить об отказе от ранее данного согласия на звонки, личные встречи и SMS-информирование. Заявление можно вручить под роспись представителю коллекторского агентства, а также направить отказ по почте. С даты получения отзыва взыскатели не смогут звонить или использовать другие формы связи с родственниками. Если звонки продолжатся несмотря на заявленный отказ, можно жаловаться на нарушения.
7.1. Согласие, указанное в пункте 2 части 5 настоящей статьи, может быть отозвано третьим лицом в любое время путем сообщения об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которым дано соответствующее согласие, в любой позволяющей подтвердить факт его отзыва форме.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»
Отказаться от общения с коллекторским агентством может и сам должник — но только если с момента образования задолженности прошло хотя бы 4 месяца.
На каждое нарушение со стороны взыскателей нужно реагировать. Если терпеть угрозы и оскорбления, они могут стать еще жестче. Ниже опишем ряд действий, которые помогут справиться с давлением со стороны коллекторов, с нарушениями при телефонном общении и при других способах взаимодействия.
Нарушения, выявленные в работе коллекторов, могут стать основанием для привлечения к ответственности.
Поэтому на неправомерные действия во время телефонных звонков можно и нужно жаловаться. Родственник может обратиться с жалобой:
В жалобе нужно описать, в чем заключается суть нарушения (например, угрозы, постоянные звонки в ночное время). Если родственник не оформлял согласия на общение, об этом также нужно указать при обжаловании.
Жалоба на коллекторов в ФССП — 13 КБ
Исходя из состава нарушения, коллектора могут привлечь к уголовной, административной ответственности. Наказание может последовать:
Саму коллекторскую компанию могут наказать не менее строго. За постоянные и/или грубые нарушения ее могут исключить из реестра ФССП. Это автоматически повлечет запрет на дальнейшую работу по взысканию долгов физических лиц.
10 ноября 2022 года Госдума РФ одобрила в первом чтении проект закона о специальной ответственности коллекторов (2). В частности, документ предусматривает уголовное наказание за угрозы в отношении должника, его родных и близких. Если закон примут в окончательном виде, коллекторам будет грозить ответственность:
Если коллекторское агентство взыскивает просрочку, а платить взыскателям нечем, должник может пройти банкротство. На время этой процедуры любое стороннее взыскание приостанавливается. Если с банкрота спишут долги, то коллекторы обязаны будут прекратить дальнейшие действия.
По вопросам, связанным с защитой от взыскания коллекторами и списанием долгов через банкротство, вы можете проконсультироваться у наших юристов. Обратитесь к нам за бесплатной консультацией по указанному номеру или через форму обратной связи.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А12-768/2022
Было долга - 467 720 руб.
Волгоградская область
Завершено:
12.01.2023
Этапы:
01.12.2021
Поступило в работу
17.01.2022
Подача заявления
24.02.2022
Признан банкротом
Списано долга:
467 720 руб.
А32-51199/2021
Было долга - 579 010 руб.
Краснодарский край
Завершено:
14.02.2023
Этапы:
01.10.2021
Поступило в работу
08.11.2021
Подача заявления
15.03.2022
Признан банкротом
Списано долга:
579 010 руб.