В отношениях «кредитная организация — заемщик» с нарушениями можно столкнуться практически везде: начиная от надоедливой и нечестной рекламы и заканчивая незаконными списаниями денег по исполнительным листам. Действия банка могут причинить вред не только недобросовестным заемщикам, но и вполне добропорядочным клиентам. Оставлять подобные случаи безнаказанными или нет — выбор каждого человека. При желании жалоба на банк может быть направлена в регулирующее ведомство. Причем для каждой ситуации есть своя инстанция.
За деятельностью финансовых организаций наблюдают сразу несколько структур, которые разбирают случаи, подпадающие под их компетенцию. Конечно, можно оставить жалобу везде. Однако эффективнее будет обращаться целенаправленно — так вы не получите отказ, да и ваш вопрос решится быстрее.
Еще каких-то 5–7 лет назад, находясь в отделении кредитной организации и слыша «Банк нарушает мои права, я буду жаловаться в прокуратуру, президенту!», мы лишь снисходительно улыбались. Однако за последнее время работа коммерческих банков претерпела изменения: появились новые законы, регулирующие и ужесточающие требования к деятельности кредиторов. Все это активно освещается СМИ, и граждане начали понимать, что претензии можно и нужно высказывать.
Чаще всего те, кто контролирует банки в РФ, получают жалобы на такие их действия:
Подать жалобу на банк можно в следующие организации:
В соответствии с законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 года, максимальные сроки ответа на обращение составляют 30 дней. Но это в том случае, если жаловаться в «правильную» инстанцию. Если высказать претензии не по адресу, ситуацию тоже передадут в нужное ведомство. Но рассмотрение затянется.
Некоторые случаи требуют проведения внеплановой для банка проверки. Тогда общий срок ответа может быть увеличен до 60 дней. Но обратившийся гражданин должен быть уведомлен об этом официально.
Многим кажется, что возмущение действиями банка возникает только у недобросовестных заемщиков. Это не так. С нарушениями может столкнуться любой человек, даже если он не является клиентом данной финансовой организации. Парадокс? Давайте разбираться.
Постоянно слыша о возникающих конфликтных ситуациях, судебных разбирательствах и прочих проблемах с финансовыми организациями, мы часто думаем, что банки не заинтересованы решать их мирным путем, и игнорируем возможность обратиться с жалобой, в первую очередь, к самому «виновнику».
На самом деле крупные игроки финансового сектора боятся навлекать на себя гнев Центробанка, а кроме того, они дорожат своей репутацией. Поэтому в простых ситуациях они предпочитают решить проблему до обращения клиента к регулятору.
Непосредственно в банк стоит обращаться в случае, когда потребитель в целом недоволен обслуживанием или хочет пожаловаться на сотрудника банка.
Существует несколько способов высказать свои претензии:
Сроки рассмотрения проблемы, вне зависимости от того, как именно вы обратитесь, стандартны и не должны превышать 30 дней. Если же это время истекло, а бездействие банка продолжается, это повод идти дальше — в инстанции «второго уровня».
Даже если вы не являетесь клиентом кредитного учреждения, вы тоже можете столкнуться с незаконными действиями банка. Например, когда вам названивают с настойчивым предложением какого-то финансового продукта, а вы о подобном, разумеется, не просили.
Что делать, если вас обманул банк?Статья по теме
Чаще всего такая ситуация происходит с действующими или бывшими клиентами банка. При первом обращении в любую финансовую организацию вы подписываете соглашение на обработку данных. Это необходимо, чтобы банк мог использовать информацию о вас: ФИО, номер телефона и т.д.
Однако, помимо самого использования данных, в соглашение часто закладывается и разрешение на СМС и звонки из банка с целью информирования клиента о новых продуктах и специальных условиях. Подписывая документ, вы автоматически его даете, ведь большинство людей не готово изучать длинный текст соглашения, напечатанный, как правило, не очень крупным кеглем.
Когда вам без конца звонят из банка с предложениями, это раздражает. Но такую ситуацию можно исправить. Для этого достаточно обратиться в любое отделение и заполнить заявление на отзыв разрешения. Если же вы не получили подтверждения решения данного вопроса, или несмотря на отказ вам продолжают звонить — это нарушение. Жаловаться в таком случае необходимо в Роскомнадзор.
Встречается и более неприятная ситуация: вы обратились в один банк, а предложениями докучают другие финансовые организации. Это значит, что информация о вас попала к третьим лицам. Налицо прямое нарушение статьи 7 № 152-ФЗ «О персональных данных». Писать жалобу на банк в таком случае тоже необходимо (да-да, вы угадали) снова в Роскомнадзор.
Обратиться в ведомство можно одним из трех способов:
Важно учитывать, что жаловаться в Роскомнадзор по телефону горячей линии теоретически можно, но это крайне неэффективно. Такие обращения ведомство не принимает официально, а значит, и рассматривать ситуацию, давать вам ответ, а уж тем паче принимать какие-то меры оно не обязано.
В сфере рекламы неправомерными действиями со стороны банка будет введение в заблуждение. Многие сталкивались с ситуацией, когда в красочном буклете прописаны одни условия, а при оформлении продукта в отделении озвучиваются другие, гораздо менее привлекательные.
В данном случае вы столкнулись с типичным нарушением № 38-ФЗ «О рекламе», а именно, одного из пунктов статьи 5, согласно которому при описании продуктов и мероприятий запрещено рассказывать о проводимых акциях частично — не указывая всех условий.
Если вам кажется, что несоответствие рекламных объявлений действительности — это просто неприятный инцидент, вы не правы. Таким образом финансовые организации обманывают своих клиентов, и это наказуемо со стороны ФАС.
Вот несколько примеров резонансных дел:
Пожаловаться в антимонопольную службу можно непосредственно на их сайте (4) или направив информацию по электронной почте. Помимо вопросов рекламы, ведомство также рассматривает и проблемы спам-звонков — для этого на портале имеется отдельная форма обращения.
Одна из самых распространенных причин жалоб на банки — навязывание дополнительных услуг, таких, как страхование, юридическая консультация и даже онлайн-медицина. В погоне за дополнительной прибылью финансовые организации сотрудничают с различными компаниями, продавая их продукты на правах агента.
В целом, в этом нет ничего страшного, но до тех пор, пока ваши права, как клиента, не будут ущемлены. Яркий пример подобного — изменение условий кредитования в худшую сторону при отказе от приобретения дополнительных услуг.
Такое требование является прямым нарушением федерального закона № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно его статье 16, любые условия, которые приносят клиенту дополнительные убытки, не могут быть включены в договор. А если затраты все же имели место быть, они возмещаются в полном объеме.
К сожалению, не всегда все так однозначно. На практике в части такой услуги, как страхование, банк имеет право предлагать повышенную процентную ставку. Это связано с политикой ЦБ РФ, согласно которой более рисковые кредиты требуют формирования больших резервов.
Однако позитивная для потребителей практика есть. Таким примером может служить ситуация с Росбанком, оштрафованным в свое время на сумму более 1 миллиона рублей за целый ряд нарушений (5). В их числе были и кабальные договоры с навязыванием дополнительных услуг.
Роспотребнадзор разбирает не только такие случаи. Сюда же стоит жаловаться при следующих нарушениях закона:
Пожаловаться в Роспотребнадзор можно в электронной форме на сайте ведомства (6) или отправив всю информацию в бумажном формате по почте. Во втором случае следует обращаться в подразделение ведомства по месту пребывания, в противном случае срок рассмотрения будет увеличен на 7 дней из-за переотправки в территориальное подразделение.
Центральный Банк РФ — основной регулятор всех финансовых организаций в нашей стране.
Под его ведение входят:
Так как ЦБ контролирует деятельность банков и финансовых организаций в целом, жалобы он принимает на серьезное нарушение законодательства — в первую очередь, многочисленных Указаний и Правил, разработанных самим регулятором (но не Рекомендаций!).
Именно Центробанк выдает лицензии на определенную финансовую деятельность и ведет реестры компаний из нелицензируемых сфер. Поэтому, если при обращении куда-либо по денежным вопросам у вас возникает подозрение, что это мошенническая организация, и работает она незаконно, проверить это можно на сайте Банка России (7). Если ваши подозрения подтвердятся — тут уже можно с чистой совестью пожаловаться.
Жалоба на банк в ЦБ РФ — 12 КБ
Направлять жалобу регулятору пользователи банковских услуг имеют право также при любом нарушении № 353-ФЗ «О потребительском кредите».
К таковым относятся:
Это далеко не все вопросы, обращаться с которыми необходимо именно в ЦБ. Разобраться в ситуации помогут сотрудники ведомства при обращении через чат в мобильном приложении (8) или на горячую линию.
Отправить жалобу в Центробанк можно любым из представленных способов:
Как ключевой регулятор, Банк России рассматривает большинство жалоб на финансовые организации. Зачастую, при ошибочном направлении запроса в другие ведомства, последние передают его именно в Центробанк.
Начиная с 2020 года, по некоторым вопросам у граждан появилась возможность обратиться за помощью финансового омбудсмена. Деятельность этого должностного лица регламентируется законом № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Омбудсмен занимается досудебным решением споров и имеет определенное влияние на игроков финансового рынка: банки и компании обязаны следовать его решениям наравне с судебными.
К основным вопросам, находящимся в ведении финомбудсмена, относятся:
Ключевая особенность в том, что уполномоченный поможет вернуть незаконно удержанные средства или понесенные убытки, причем в достаточно короткие сроки: от 15 до 30 дней. Работает специалист только с частными лицами и по спорам, не превышающим 500 тысяч рублей.
Обращаться к омбудсмену стоит только после того, как банк в решении вопроса отказал клиенту. По сути, это должностное лицо заменяет потребителю финансовых услуг следующий шаг — обращение в суд. Для граждан свои услуги уполномоченный осуществляет бесплатно. Воспользоваться поддержкой финансового помощника можно непосредственно через официальный сайт (10) Для этого необходима идентификация пользователя через Госуслуги. План Б: отправить специалисту письмо по «обычной» почте.
Как правильно составить возражение на иск по кредитуСтатья по теме
Другая организация, помогающая с претензиями клиентов к кредитным организациям — Ассоциация российских банков (АРБ). Это негосударственное некоммерческое объединение различных банковских структур. По сути, АРБ выполняет функции, схожие с омбудсменом, то есть помогает найти компромисс и не довести проблему до суда.
Как и в случае с уполномоченным, АРБ может повлиять на банки, входящие в ее состав, в части финансовых вопросов: переплат, незаконных комиссий, отказах в возврате средств. Также можно получить помощь с обращением в другие ведомства.
Пожаловаться можно непосредственно на сайте ассоциации, заполнив соответствующую форму (11). Если банк входит в число участников, вопрос может быть решен очень быстро. Однако не стоит забывать, что эта организация — не регулирующий или контролирующий орган. Поэтому оштрафовать или привлечь к ответственности она никого не сможет. К тому же, не все банки входят в АРБ.
Наконец, не стоит списывать со счетов интернет-пространство. Оценке финансовых услуг выделено большое количество ресурсов: разного рода отзовики, группы в соцсетях, специализированные виртуальные площадки. Здесь также есть смысл поделиться во всеуслышание нарушениями со стороны банков и их работников. Оберегая свою репутацию, их представители отслеживают крупнейшие сообщества и реагируют на наиболее серьезные случаи. Среди подобных ресурсов особенно популярны Banki.ru и Сравни.ру.
Когда платежи по кредитам не поступают в банк вовремя, за дело берется служба взыскания. Изначально эту функцию осуществляют сами финансовые организации, а точнее, сотрудники внутреннего подразделения. Если же клиент и не думает погашать возникшую задолженность, к работе по проблемному договору могут быть привлечены сторонние компании — коллекторские агентства. Финальной точкой становится обращение в суд, после которого взыскание долга передается в руки судебных приставов.
На каждом из этих этапов могут возникать новые поводы для нарушения прав заемщика:
Наконец, в правоохранительные органы необходимо обратиться, если банк требует выплаты кредита, который вы не оформляли. В такой ситуации речь уже идет о мошенничестве. Это уголовная статья, требующая разбирательства со стороны силовых структур.
Исковое заявление в суд на банк — 16,6 КБ
Порядок обжалования действий финансовой организации в общих чертах схож в каждом из ведомств. Единого образца нет, однако некоторые составляющие должны быть обязательно:
Текст жалобы оформляется в свободной форме —жестких требований к нему тоже нет. Но совершенно точно не стоит разбавлять документ выражением эмоций, философскими и риторическими вопросами или перечислением каких-либо личных заслуг. Пользы это не принесет, и очков в вашу сторону не добавит.
Жаловаться на неправомерные действия нужно — это вынуждает банки работать в законном поле и конкурировать друг с другом честными методами. Однако если вы надеетесь с помощью жалоб списать долги или просрочки по кредитам — банки сами по себе кредиты не прощают, никакие обращения не помогут поправить дело (кроме случаев, когда на вас «повесили» чужой долг). В остальных ситуациях, как бы ни был неправ банк, заемные деньги придется возвращать.
Но если у вас нет материальной возможности перекрыть все свои задолженности, списать долги можно абсолютно законно через процедуру банкротства. Для разъяснения подробностей избавления от долгов обратитесь к нашим юристам. Мы дадим вам детальную консультацию и даже проанализируем вероятность списать ваши долги без потерь и ненужных рисков.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.