В I квартале 2025 года планируется окончательный переход Росбанка «под крыло» Т-Банка в качестве филиала (1). Разговоры об этом шли с весны 2024 года, а уже летом новые кредитные договоры в Росбанке перестали оформляться. Окончательное решение о том, останется ли первая кредитная организация работать под своим именем, или сольется с Т-Банком полностью, пока не принято, однако свою лицензию Росбанк по плану утрачивает (2).
Все это не значит, что действующие ссуды «замораживаются» — платежи по ним должны поступать в соответствии с графиками. И если просрочка по кредиту в Росбанке все же допущена, порядок взыскания остается стандартным.
До того, как был запущен процесс объединения двух банков, Росбанк предоставлял своим клиентам широкую линейку ссудных продуктов:
По состоянию на ноябрь 2024 года банк предлагает на своем сайте только ссуды на приобретение автомашины (3).
Процентные ставки были достаточно высокими и в отдельных случаях могли достигать значения в 50,6% годовых (4), а кредитная политика сдержанная — назвать банк «безотказным» точно было нельзя. Несмотря на это, у Росбанка достаточно большое количество заемщиков, во многом благодаря интересным программам автокредитования и наличию зарплатных клиентов.
Хотя до апреля 2022 года банк входил в состав международной финансовой группы (5), вся работа велась в полном соответствии с российским законодательством. И сейчас, с переходом собственности в руки российских компаний, порядок действий Росбанка при взыскании просрочки остается неизменным.
Как и любая кредитная организация, Росбанк заинтересован в возврате собственных денежных средств вместе со всеми начислениями. Поэтому, начиная с первого же дня просрочки, запускается коммуникация с заемщиком, направленная на его уведомление о наличии задолженности, и о мерах, которые банк имеет право применить, если клиент не вернется в график.
В первые несколько дней просрочки по кредиту в Росбанке заемщику поступают сообщения в автоматическом режиме:
Если средства на оплату кредита не поступают, к работе с должником подключаются сотрудники внутренней службы взыскания Росбанка. Их задача: «достучаться» до заемщика, выяснить причины просрочки и обсудить возможные совместные действия по решению проблемы. На этом этапе банк может предложить внести платеж частями, сдвинуть дату поступления денег, подать заявление на реструктуризацию — многое зависит от того, в каких обстоятельствах находится человек.
Этот этап в теории может длиться бесконечно — от месяца до нескольких лет, поскольку законодательство не ограничивает сроки взыскания задолженности: только период, в который кредитор имеет право обратиться в суд (срок исковой давности, составляющий три года). Невзирая на мнения, распространенные в интернете, банки не готовы «прощать» клиентам их долги и списывать их — в реальности это происходит очень редко и только по принуждению. Да и ждать у моря погоды кредитор не станет. Уже через несколько месяцев он может подать в суд.
Начиная с 2019 года, работа с неплательщиком как внутренних, так и внешних сотрудников-взыскателей регламентируется законом № 230-ФЗ достаточно строго. Многое из того, что предпринимали ранее коллекторы, чтобы «выжать» долг любой ценой, сегодня запрещено и контролируется со стороны Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
Долг в Росбанке: как погашать и что делать, если нечемСтатья по теме
Правила, по которым взыскатели могут работать с должником, не нарушая его права, закреплены в статье 7 этого закона:
Следовательно, «изматывать» бесконечными звонками, в том числе третьих лиц, а тем более, угрожать или применять силу, не имеют права ни коллекторы, ни сотрудники Росбанка. Если подобные факты будут установлены и доказаны, заемщик имеет право пожаловаться в Центробанк или в ФССП (6).
Правила и ограничения установлены законодательством, но к сожалению, продолжают происходить нарушения со стороны взыскателей. Серьезные прецеденты несоблюдения закона вроде угроз и дезинформации, на сегодняшний день практически не происходят — в этой части достаточно сложно скрыть ситуацию от регуляторов (ЦБ и ФССП), к тому же заемщики знают свои права и все чаще обращаются с жалобами.
А вот прозвоны сверх лимита и беспокойство третьих лиц — история достаточно частая, этим грешат многие взыскатели. К сожалению, Росбанк и его партнеры исключением не стали — это ярко иллюстрируют отзывы клиентов. Ручаться за достоверность приведенной в них информации невозможно, однако и обратное утверждать тоже нельзя.
Так, на сайте «Банки.ру» один из заемщиков пытался найти решение вопроса с просроченной задолженностью (7). По его словам, Росбанк навстречу не пошел, вместо этого буквально «заваливая» человека звонками десятки раз в сутки. Также упоминается и беспокойство третьих лиц без их согласия.
Аналогичная ситуация возникла и у другого должника — ему, как и его близким, также поступало большое количество звонков (8). И это несмотря на то, что долг уже находился в процессе принудительного взыскания. Наконец, в третьем случае неплательщика не только замучали бесконечными звонками, но и пугали в мессенджере сообщениями с угрозами (9).
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, в случае несоблюдения главного условия договора ссуды — т.е. при невозврате заемных средств в установленный срок, — кредитор имеет право начислять на сумму задолженности неустойку. Эта денежная санкция может быть представлена как в виде единовременной платы — например, за сам факт выхода на просрочку (штраф), так и в форме процента, рассчитываемого регулярно (пеня). Закон также не запрещает одновременно штрафовать заемщика за факт нарушения графика, а также начислять пеню за каждый день просрочки. Главное, чтобы суммарно неустойка была не выше 20% от долга.
При этом заемщик должен быть уведомлен о видах и размере штрафных санкций, которые будут применяться в случае выхода на просрочку. Это требование закреплено в статье 5 закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». В соответствии с пунктами этой статьи, основные параметры заключаемого договора ссуды размещаются в разделе индивидуальных условий. Данные о штрафах и пенях за просрочку расположены в двенадцатой строке соглашения с банком.
Таким образом, актуальный размер неустойки заемщик найдет в своем договоре. Согласно тарифам, Росбанк применяет начисление пеней в размере 0,05% от суммы просроченной задолженности ежедневно (4). Закон регулирует и эту сторону расчетов по просроченным кредитам. Согласно той же статье 5 закона № 353-ФЗ, в случае выбора схемы ежедневного начисления пени, ее размер не может составлять более 0,1% в день — как видим, Росбанк это правило соблюдает.
Кроме того:
В соответствии с законом № 218-ФЗ «О кредитных историях», каждая кредитная организация должна передавать информацию по оформленным ссудам хотя бы в одно БКИ, включенное в государственный реестр бюро, а системно значимые банки передают сведения сразу в два бюро. На ноябрь 2024 года в реестре бюро кредитных историй числится 6 организаций (10), однако одна из них — ООО «МБКИ «Кредо» — с 5 июля 2024 года прекратила свою деятельность (11).
При этом различные статьи закона № 218-ФЗ регулируют правила отправки информации в кредитную историю:
Таким образом, возможно, что на следующий день с того момента, как заемщик не оплатил кредит, информация в его кредитной истории пока еще отсутствует. Однако уже через пару дней она в БКИ появится и будет постоянно обновляться, а рейтинг, соответственно, падать.
Такие негативные отметки в кредитной истории становятся серьезным препятствием к оформлению новых ссуд, причем, не только в банках, но и в МФО — на сегодняшний день «безотказных» финансовых структур практически не осталось, потому что все они проверяют отношение потенциального клиента к текущим платежам практически в режиме реального времени.
Никто не обязывает Росбанк разыскивать должника и возвращать предоставленные ему средства исключительно своими силами. Если работа сотрудников службы взыскания не увенчалась успехом, банк подает исковое заявление на должника в суд.
Многие неплательщики предпочитают игнорировать судебные заседания, будучи уверенными, что вопрос в любом случае решится в сторону банка. Почти в 100% случаев это действительно так: никто ведь не принуждал заемщика подписывать договор кредитования — он сделал это добровольно, а банковские юристы составляют соглашения так, что комар носа не подточит, то есть, без нарушений.
Однако поправить свое положение гипотетически можно даже на судебном этапе:
Если дело перейдет в руки приставов, договориться на этом этапе уже практически невозможно. Задача судебных исполнителей: как можно быстрее вернуть деньги Росбанку. Уговорами и переговорами эти должностные лица не занимаются. На добровольное погашение у заемщика будет всего пять дней, затем представители власти начнут свою работу: розыск счетов и имущества, наложение ареста и принудительное списание денег, реализацию собственности в пользу погашения долга, наложение ограничений на выезд за границу и на управление транспортными средствами.
Выше мы выяснили, сколько можно не платить по кредитной карте, кредиту или ипотеке Росбанка — допуск просрочки даже на один день повлечет за собой санкции от банка, а длительное отсутствие оплаты может серьезно испортить жизнь должнику, поскольку коллекторы, суды и судебные приставы станут частью реалий неплательщика. На ипотечное жилье в случае просрочки так и вовсе обратят взыскание, квартиру в таком случае продадут в счет погашения долгов.
Что грозит за неуплату кредита: по закону и на практикеСтатья по теме
Чтобы не допустить неприятных последствий, невнесенную сумму необходимо перевести на кредитный счет в максимально короткие сроки. Разберемся, какие для этого существуют варианты.
Если задержка платежа произошла по ошибке или в результате кратковременных материальных трудностей, нужно внести средства в максимально сжатые сроки. Для этого необходимо уточнить размер платежа с учетом уже начисленных пеней. Сделать это можно через онлайн-сервисы (мобильное приложение и личный кабинет), а также обратившись по телефону горячей линии 8 800 234 44 39 и непосредственно в отделение банка.
Внести средства проще всего в онлайн-режиме: переводом на счет кредита в мобильном приложении или личном кабинете. Провести оплату также можно в офисе или банкомате — сейчас, благодаря слиянию с Т-Банком, использовать можно также и его устройства.
Для рефинансирования открывается новый кредит на специальных условиях, с помощью которого погашают действующий (или действующие). И здесь надо знать о трех моментах:
У Росбанка была предусмотрена внутренняя программа рефинансирования (12). Перекредитоваться допускалось на сумму до 7 миллионов рублей и на срок до 7 лет. Однако в связи с процедурой поглощения Т-Банком, оформление приостановлено и в этой части. В настоящий момент стоит обратиться с заявкой в другой банк.
На сегодняшний день законодательно существует несколько программ государственной поддержки заемщиков в части приостановления кредитных взносов. Получить отсрочку можно в следующих ситуациях:
Условия получения каникул во многом схожи (13): понадобится предоставить подтверждающие документы, а также и клиент, и кредит должны подходить под требования законодательства. Однако при соответствии критериям «отложить» погашение ссуды можно либо на полгода, либо на срок участия в спецоперации плюс 1 месяц.
Даже если каникулы оформить возможности нет, всегда можно попытаться договориться с Росбанком. Для этого существует программа реструктуризации — пересмотр условий договора таким образом, чтобы должнику было проще погасить существующее обязательство.
Для получения такого решения необходимо оформить соответствующую заявку: в личном кабинете на сайте Росбанка, в офисе или направив заполненный бланк на электронную почту restructuring@rosbank.ru. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие у заемщика финансовых трудностей по уважительным причинам: потеря работы, болезнь и т.п.
Предоставить своему клиенту реструктуризацию или нет — решает только Росбанк. Несмотря на все собранные бумаги кредитор имеет право отказать. Но в случае положительного решения можно рассчитывать на уменьшенные платежи, позволяющие с комфортом погасить долг. Перечень необходимых документов и бланк заявления на реструктуризацию размещены в памятке Росбанка (14).
Если же выплачивать долги больше нечем, и даже временная отсрочка не поможет в решении вопроса, остается только один вариант: списать задолженности через банкротство физических лиц. На сегодняшний день это единственный законный способ избавиться от проблем с безнадежными кредитными обязательствами.
Банкротство — процедура непростая. Просто так от долгов не освобождают. Соблюдая принцип баланса между банкротом и его кредиторами, финансовый управляющий попытается максимально расплатиться с взыскателями при помощи доходов должника и продажи его имущества на торгах. Впрочем, если заработка и ценностей нет, суд все равно спишет долги добропорядочному человеку, попавшему в трудную ситуацию.
Чтобы понять, подходит ли вам банкротство, обратитесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Имея большой опыт работы и множество успешно реализованных дел, мы поможем вам определить, является процедура несостоятельности для вас тем самым спасательным кругом, что станет первой ступенькой в новую жизнь без долгов.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А52-1787/2023
Было долга - 633 329 руб.
г. Псков
Завершено:
09.11.2023
Этапы:
26.03.2023
Поступило в работу
03.04.2023
Подача заявления
16.05.2023
Признан банкротом
Списано долга:
633 329 руб.
А26-1649/2023
Было долга - 1 835 163 руб.
г. Петрозаводск
Завершено:
24.01.2024
Этапы:
15.02.2023
Поступило в работу
22.02.2023
Подача заявления
05.05.2023
Признан банкротом
Списано долга:
1 835 163 руб.