Оглавление
Оглавление
Все российские банки и микрофинансовые компании имеют свои отделы взыскания задолженности. Подразделения входят в структуру финансовых учреждений, а обязанности в них выполняют штатные специалисты. Основная задача службы взыскания — обеспечить возврат средств по просроченному кредиту или микрозайму. Как правило, представлены эти отделения в виде call-центров: сотрудники звонят должникам и корректно разбираются в проблеме, выясняя, почему отсутствуют платежи и что можно с этим сделать.
Первоначальная задача специалиста — разобраться, почему вы не платите, можно ли вам предложить реструктуризацию и как кредитору поступить в дальнейшем. Избегать разговоров не стоит — на том конце провода сидят обычные люди, которые вовсе не намерены причинить вам вред.
Все начинается с того, что специалист звонит должнику, здоровается и вежливо представляется. Он непременно сообщает, кто звонит (свои данные и наименование банка или МФО) и по какому поводу.
Вопросы могут быть следующими:
Специалисты службы взыскания информируют человека о масштабах проблемы. Они указывают, в какой сумме долг накопился на данный момент, размер пени за неустойку, которая начисляется ежедневно, и что кредитор планирует делать дальше. Например, привлечь коллекторское агентство к взысканию, продать задолженность или обратиться в суд. Это справедливо и законно — человек должен понимать, что будет с его долгом и какие дальнейшие действия предпримет банк или МФО. Исходя из полученной от представителя кредитора информации, заемщик может решить, как ему поступить дальше.
Предложить сотрудники отдела досудебного урегулирования задолженности могут следующее:
В любом случае, сотрудники службы взыскания звонят только с четкими прозрачными целями: узнать, почему возник долг, и предложить варианты решения проблемы. Пугаться звонков со стороны кредитора уж точно не стоит.
Больше всего заемщиков волнует вопрос: что случится, если долг попадет в отдел взыскания? Должников понять можно: любого порядочного человека наличие просрочки угнетает само по себе, а тут еще и непонятная передача в какой-то отдел.
Максимум, что могут предпринять специалисты досудебного взыскания по закону, это:
В рамках обзвона сотрудники департамента взыскания обязаны сообщать свои ФИО, должность и компанию, на которую они работают. Недопустимы хамство, угрозы, шантаж и другие противозаконные методы психологического давления. Также никто не вправе вводить вас в заблуждение — например, утверждать, что вот-вот к вам придут с арестом судебные приставы, в то время, как дело еще даже не было передано в суд.
Специалисты досудебного взыскания в солидных банках являются образцами вежливости и такта. Если судить по отзывам в интернете, они искренне стараются помочь клиентам, попавшим в затруднительное финансовое положение.
Чем занимаются отделы досудебного урегулирования: полномочия и методы работы с неплательщикамиСтатья по теме
В качестве иллюстрации приведем несколько сообщений пользователей, оставленных на авторитетном портале banki.ru, о своем опыте взаимодействия с сотрудниками банковских служб взыскания:
В целом банковские управления по работе с просроченной задолженностью всегда стараются найти выход из щекотливой ситуации, предлагая клиентам различные варианты погашения долга. Таким образом, люди получают второй шанс и не скатываются в долговую яму. Более того, нередко кредитные организации на своих официальных порталах размещают мануалы, инструктирующие заемщиков, что делать во избежание просрочек. Одна из таких статей опубликована на сайте Сбербанка (7).
В ней банк советует должникам избегать распространенных ошибок: не брать новые кредиты, не бездействовать и не скрываться от кредитора. Также в публикации приводится небольшая памятка, в которой указывается, что банки предпочитают идти навстречу своим заемщикам и предлагают всевозможные способы, чтобы справиться с просрочкой. Чем раньше кредитора поставят в известность о надвигающейся «буре» — тем лучше.
Также Сбербанк рекомендует не бояться коллекторских агентств, ведь надежные банки сотрудничают только с легальными взыскателями — то есть с теми, кто не будет прибегать к сомнительным методам. Ну и, конечно, финальное напоминание: даже самая короткая просрочка негативно влияет на кредитную историю, поэтому лучше предупредить проблему, а не откладывать дело в долгий ящик или играть в прятки с кредитором. Последствия длительной неуплаты по ссудным платежам не несут в себе ничего хорошего.
Забегая немного вперед, отметим, что микрофинансовые организации в целом проводят взыскание в досудебном порядке такими же методами, что и банки. Правда, у них чаще встречаются «проколы» — то есть несоблюдение норм № 230-ФЗ. А вот для банковского отдела взыскания подобные вещи большая редкость.
И все же, сотрудники микрокредитных и микрофинансовых компаний обычно тоже связываются с клиентами и даже их близкими и коллегами по телефону, шлют им СМС о просрочке и пытаются договориться. В качестве подтверждения приводим отсылку на официальную публикацию одного из лидеров в выдаче микрозаймов, МФО «WebBankir» (8).
В своей статье организация информирует клиентов о том, что будет, если не платить займы. Она советует не избегать разговора со специалистами — это докажет кредитору, что вы не уклоняетесь от своих обязательств, а просто попали в затруднительное положение и пытаетесь найти выход. Также компания информирует, что с ней можно договориться — достаточно самому инициировать диалог и честно описать свою ситуацию. Сотрудники МФО подскажут, как можно решить проблему с минимальными рисками.
Там же приводится несколько способов, которые могут помочь заемщикам справиться с трудностями:
То, что МФО идут навстречу своим заемщикам и готовы предлагать реструктуризационные программы или скидки, подтверждается и тематическим форумом для должников на сайте «Финдозор». Здесь можно найти список микрокредитных компаний, которые готовы предоставлять занявшим у них людям поддержку (9).
Например, «Moneza» предлагает клиентам реструктуризационную программу, а «Кредиттер» готов оформить реструктуризацию по основаниям, предусмотренным № 106-ФЗ. Справедливости ради, отметим, что если заемщик подходит под условия законных кредитных каникул, одобрение программы не зависит от воли кредитной или микрофинансовой компании.
Правда, как мы уже упомянули, многие МФО не так ревностно соблюдают закон, как представители банковской сферы. В качестве примера представим Постановление Петроградского районного суда от 19 мая 2020 года, вынесенное в отношении МКК «Финансовый компас» (работает под брендом «Деньги в руки»). Компания допустила ряд нарушений при взыскании просроченной задолженности:
В итоге за нарушение положений коллекторского закона (а он распространяется на всех взыскателей, а не только на агентства по сбору просроченной задолженности) МФО привлекли к ответственности на 50 тысяч рублей.
На самом деле таких примеров можно привести много, но все они доказывают один и тот же тезис: в своей работе сотрудники отделов по работе с просроченной задолженностью в микрофинансовых компаниях порой нарушают законные нормы, вследствие чего организации вынуждены платить штрафы по судебным решениям.
Коллекторские агентства целенаправленно занимаются сбором долгов у населения — это их основная задача и источник дохода. При этом в законе закреплен ряд правил и ограничений, с учетом которых должна осуществляться подобная деятельность.
В частности:
Основная разница заключается в том, что служба взыскания внутри банков и МФО работает «сама на себя», то есть на финансовую компанию, в свое время выдавшую клиенту ссуду и теперь жаждущую вернуть деньги со всеми начислениями. В свою очередь, коллекторское агентство является сторонней организацией, привлекаемой на основании агентского договора или по цессии, если банк/МФО перепродает просроченные (часто даже безнадежные) долги взыскателям.
Теперь рассмотрим, каких людей ищут в свои отделы взыскания банки, микрофинансовые организации и коллекторские бюро, и есть ли разница. Отметим, что представленные вакансии могут быть уже неактуальными, но они дают общее понимание того, какие люди взыскивают долги с клиентов в различных компаниях:
Какой из этого всего можно сделать вывод? Судя по требованиям в вакансиях, в основном на такую работу берут образованных людей, которые хорошо знают законодательную базу во взыскательных процедурах. Как видно, от сотрудников никто не требует преследовать клиентов или иным образом нарушать действующее законодательство. Это относится и к коллекторам, и к МФО, и к банкам — особой разницы между вакансиями в представленные организации нет.
Если же вам надоело бегать от кредиторов или вы не в силах справиться с долговыми обязательствами, обращайтесь в нашу компанию. Мы предоставим вам подробную консультацию и поможем списать просроченные кредиты и микрозаймы.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.