Звонки должнику — это один из самых эффективных методов работы коллекторов. Взыскатели могут звонить напрямую клиенту даже без его письменного или устного разрешения, но с соблюдением требований закона № 230-ФЗ. К иным лицам, в том числе к родным и членам семьи, коллекторы могут обращаться только при наличии специально оформленного согласия. При этом на телефонные разговоры будут распространяться те же ограничения, что и при общении с самим должником.
Коллекторы не могут переложить обязанность платить долги на родных и близких. Но в разговоре по телефону членам семьи клиента могут разъяснять основания для взыскания, сообщать подробности о структуре и сумме просрочки, о различных льготных предложениях. При этом третье лицо может в любой момент отозвать свое согласие на телефонные звонки без обоснования причин. Ниже мы расскажем, имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника и как защититься от неправомерных действий со стороны взыскателей, если должны не вы, а член вашей семьи.
Все основные вопросы, связанные с взысканием долгов через коллекторов, урегулированы законом № 230-ФЗ. Его обязаны соблюдать все коллекторские агентства и их сотрудники, а также все прочие взыскатели задолженностей. К законным методам взыскания относятся и телефонные звонки. По умолчанию и без дополнительного разрешения взыскатели могут звонить только самому должнику. Общение с иными лицами, в том числе для передачи информации о долгах, допускается только при соблюдении определенных условий.
Вот что говорит закон № 230-ФЗ о праве коллекторов звонить иным лицам, а не только самому должнику:
Звонят коллекторы: советы для защиты от вымогателейСтатья по теме
Коллекторы собирают информацию о должнике разными способами (иногда не совсем легальными). Если они установят, что у неплательщика есть семья, родные, друзья и иные близкие люди, то вполне могут направить им предложение (уведомление) о взаимодействии.
Коллекторы могут предложить оформить согласие на общение по телефону или иными способами. Но если родственник откажется от такого предложения, заставить их дать согласие нельзя.
В чем смысл оформления согласия на общение с коллекторами? Дело в том, что непосредственная ответственность по обязательствам возникает только у самого должника. Другие лица, даже если они знают о финансовых проблемах близкого человека, не несут ответственности по его долгам. Более того, сведения об основаниях возникновения задолженности и о ее суммах относятся к персональным данным. Передавать их иным лицам нельзя без оформления письменных или электронных согласий.
Частичное исключение из этого правила действует только при взыскании долга приставами, которые могут размещать отдельные сведения в Банке данных исполнительных производств (1).
Если родственник хочет помочь должнику в решении финансовых проблем, ему не обязательно давать письменное согласие на взаимодействие с коллекторами. Гораздо человечнее и по всем канонам лучше — дать взаймы определенную сумму денег для погашения просрочек либо самостоятельно перевести их кредитору. Если же родственник готов сотрудничать с взыскателями, согласия оформляются по правилам закона № 230-ФЗ:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) имеется согласие третьего лица на осуществление с ним взаимодействия.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»
Разрешение на сотрудничество с коллекторами третье лицо может дать еще при оформлении договора на кредит или заем. Если такое согласие не отозвано, оно сохранит свою силу и после продажи кредитного долга коллекторскому агентству. Поэтому для родственника, который когда-то давно оформлял указанное согласие в банке или МФО и успел двадцать пять раз благополучно о нем забыть, звонок коллекторов может стать неожиданным «сюрпризом».
В законе не указаны какие-либо специальные требования к содержанию согласия. Чтобы документ имел законную силу, в нем нужно указать:
Указанные правила заполнения одинаковы как для родственника, так и для самого должника. Можно оформить согласие от неограниченного круга третьих лиц. Однако сложно представить, что кто-либо из членов семьи добровольно согласиться общаться с коллекторами. Это скорее исключение, чем правило. Чисто технически закон позволяет заранее оформить согласие на взаимодействие с коллекторами. Другое дело, что мало кто в трезвом уме и здравой памяти берется за это.
В законе нет никаких ограничений по этому вопросу. Там указано, что согласие могут дать «любые третьи лица». То есть, это необязательно должны быть ближайшие родственники. В этот круг могут входить:
Единственным ограничением может являться только возраст родственника. Несовершеннолетние дети в возрасте от 14 до 18 лет не обладают полной дееспособностью. Поэтому они могут совершать большинство сделок и подписывать документы только с согласия родителей. Конечно, общение коллекторов с несовершеннолетними детьми неплательщика — это нонсенс.
Если родственник дал согласие на общение с коллекторами, на него не перейдет взыскиваемый долг.
Представители коллекторского агентства будут звонить с иными целями:
Даже если родственник согласен общаться с взыскателями, он не обязан сообщать какую-либо информацию о неплательщике. Эти вопросы можно предварительно обговорить с самим должником.
Получив согласие должника и родственника, коллекторы смогут законно звонить ему по телефону, направлять SMS-уведомления и документы, лично встречаться на дому или в другом месте. При этом взыскатели обязаны:
Еще одна обязанность представителей коллекторского агентства — они могут звонить родственнику или самому должнику только с номера, выделенного специально для работы по взысканию. Звонок или SMS со скрытого номера можно рассматривать как нарушение закона. По таким фактам можно жаловаться в ФССП и в Роскомнадзор.
Звонки по телефону разрешены только в условно дневное время. Для будних дней это период времени с 08:00 до 22:00, а в выходные и праздники — с 09:00 до 20:00.
Также представители коллекторского агентства обязаны учитывать максимальное количество телефонных звонков:
Чаще звонить нельзя. Это будет прямым нарушением закона, по которому можно подать жалобу. Все коллекторы знают об указанных ограничениях. Однако превышение по количеству разговоров и звонки в ночное время являются одними из самых распространенных нарушений.
Даже дав письменное согласие на общение, член семьи должника может не отвечать на звонок или добавлять номер коллекторов в черные списки. Никаких штрафов за это не будет.
Также при телефонном разговоре с взыскателем родственнику можно:
Родственник может сам записывать разговор с коллектором на диктофон или через специальные приложения на гаджете. Запись может пригодиться при подаче жалоб, подтверждении нарушений. Главное, не забыть предупредить телефонного собеседника, что разговор будет записываться.
Допустим, человек сгоряча подписал согласие, а теперь и сам не рад, что «ввязался». Как тогда быть?
Не стоит переживать. Родственник должника может в любой момент заявить об отказе от ранее данного согласия на звонки, личные встречи и SMS-информирование. Заявление можно вручить под роспись представителю коллекторского агентства, а также направить отказ по почте. С даты получения отзыва взыскатели не смогут звонить или использовать другие формы связи с родственниками. Если звонки продолжатся несмотря на заявленный отказ, можно жаловаться на нарушения.
7.1. Согласие, указанное в пункте 2 части 5 настоящей статьи, может быть отозвано третьим лицом в любое время путем сообщения об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которым дано соответствующее согласие, в любой позволяющей подтвердить факт его отзыва форме.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»
Отказаться от общения с коллекторским агентством может и сам должник — но только если с момента образования задолженности прошло хотя бы 4 месяца.
На каждое нарушение со стороны взыскателей нужно реагировать. Если терпеть угрозы и оскорбления, они могут стать еще жестче. Ниже опишем ряд действий, которые помогут справиться с давлением со стороны коллекторов, с нарушениями при телефонном общении и при других способах взаимодействия.
Нарушения, выявленные в работе коллекторов, могут стать основанием для привлечения к ответственности.
Поэтому на неправомерные действия во время телефонных звонков можно и нужно жаловаться. Родственник может обратиться с жалобой:
В жалобе нужно описать, в чем заключается суть нарушения (например, угрозы, постоянные звонки в ночное время). Если родственник не оформлял согласия на общение, об этом также нужно указать при обжаловании.
Жалоба на коллекторов в ФССП — 13 КБ
Исходя из состава нарушения, коллектора могут привлечь к уголовной, административной ответственности. Наказание может последовать:
Саму коллекторскую компанию могут наказать не менее строго. За постоянные и/или грубые нарушения ее могут исключить из реестра ФССП. Это автоматически повлечет запрет на дальнейшую работу по взысканию долгов физических лиц.
10 ноября 2022 года Госдума РФ одобрила в первом чтении проект закона о специальной ответственности коллекторов (2). В частности, документ предусматривает уголовное наказание за угрозы в отношении должника, его родных и близких. Если закон примут в окончательном виде, коллекторам будет грозить ответственность:
Если коллекторское агентство взыскивает просрочку, а платить взыскателям нечем, должник может пройти банкротство. На время этой процедуры любое стороннее взыскание приостанавливается. Если с банкрота спишут долги, то коллекторы обязаны будут прекратить дальнейшие действия.
По вопросам, связанным с защитой от взыскания коллекторами и списанием долгов через банкротство, вы можете проконсультироваться у наших юристов. Обратитесь к нам за бесплатной консультацией по указанному номеру или через форму обратной связи.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.