Абсолютно все коллекторские агентства практикуют звонки и телефонные переговоры с должниками. Это совершенно законно, хотя и предусмотрен ряд обязательных условий и ограничений на общение с должником. Отвечать на звонки коллекторов не обязательно. Также должник может в любой момент прекратить разговор без объяснения причин. Есть и более действенный способ защиты. Закон позволяет запретить звонки коллекторов. Для этого необходимо отправить взыскателям письмо с отказом от взаимодействия.
Несложно представить себя на месте должника, которого начали «обрабатывать» коллекторы. Звонки и СМС-сообщения точно будут, ведь это основной способ взаимодействия взыскателей и неплательщиков. Он разрешен законом № 230-ФЗ, по которому работают все коллекторские агентства. «Живое» общение ведут специалисты компании, которая выкупила долг или действует в интересах другого кредитора. Также сейчас допускается информирование через автоматизированного интеллектуального робота. На основе скрипта, заложенного в программу, бот может поддерживать диалог с должником.
Коллекторские агентства не занимаются выдачей займов и кредитов, поэтому клиенты в их базе появляются только после заключения договоров с банками или микрофинансовыми организациями. Не позже пяти дней после этого должник получает уведомление, что с его просрочками теперь будут работать коллекторы. Таким образом, звонки по долгу будут законны, если у агентства есть договор цессии (выкупа долга) или агентское соглашение (услуги по взысканию в пользу кредитора). Если этих документов нет, оснований для общения с неплательщиком не возникает.
Дополнительно следует проверить, легально ли коллекторы взыскивают долг. Все агентства, которые имеют законное право собирать задолженности, включены в реестр ФССП (1). Он находится в открытом доступе и позволяет быстро проверить «своих» коллекторов.
Скорее всего, взыскатели начнут названивать новому клиенту уже в первые дни после получения права на истребование задолженности. Чтобы вести разговор максимально эффективно, они проверяют и собирают сведения о должнике. Наверняка им станет известно и о круге родных и близких, которым звонить тоже можно. Но для этого сначала необходимо получить письменные согласия от самого должника и родственника. Без этого звонок будет считаться нарушением закона.
Сам должник вправе звонить коллекторам сколько угодно раз и в любое адекватное время суток. На это не распространяются ограничения, установленные законом № 230-ФЗ. Также от имени должника разговаривать с взыскателями может его представитель — юрист, адвокат или иное лицо.
В статье 7 № 230-ФЗ описаны условия, при которых коллекторы могут использовать тот или иной способ взаимодействия.
Звонить по телефону (вживую и через робота) запрещено, если должник:
Чтобы коллекторы не звонили человеку, находящемуся в указанных обстоятельствах, должник обязан предоставить подтверждающий документ — судебный акт, выписку из регистра инвалидов, справку из медицинской организации и т.п. О возбуждения банкротства уведомлять коллекторов не нужно, поскольку этот факт коллекторские агентства должны отслеживать самостоятельно.
В той же статье 7 перечислены условия, которые коллекторам нужно соблюдать при совершении звонков и ведении телефонных переговоров:
Пропущенные звонки, если должник не взял трубку, «не считаются». Если же разговор начался, но коллектору сразу заявили о нежелании продолжать общение, то такой контакт учитывают в общем количестве созвонов.
Есть и другие требования, которые коллекторы обязаны соблюдать уже в ходе самого разговора. Нельзя оказывать психологическое давление, высказывать угрозы и оскорбления, шантажировать распространением конфиденциальных и порочащих сведений и т.д. — но согласитесь, эти запреты справедливы для любой формы общения между любыми людьми. Также взыскатели обязаны записывать каждый диалог и хранить записи на случай проверок.
Не каждый готов разговаривать с кредиторами, поэтому должники ищут законные способы, как сделать, чтобы не звонили коллекторы.
Коллекторы звонят по чужому долгу: способы защитыСтатья по теме
Исходя из практики, есть три варианта действий:
Все вышеперечисленное актуально и при взыскании, которое ведут банки и микрофинансовые организации. Если кредиторы тоже хотят использовать все способы взаимодействия по закону № 230-ФЗ, они обязаны предварительно подать уведомление на включение в особый реестр ФССП (2). Без этого любой звонок по просроченному долгу из условного банка станет нарушением.
В большинстве случаев коллекторы не получают согласия на переговоры с родственниками и близкими. А это значит, что через родню нельзя даже передавать какую-либо информацию для самого должника. Если же звонок состоялся без согласия, то это уже является основанием для подачи жалобы.
Главная задача коллекторов во время телефонных переговоров — создать для должника максимально некомфортные условия, тем самым стимулируя того начать выплаты. Поэтому даже отсутствие имущества и доходов вряд ли остановит активное взыскание. Звонки будут продолжаться, пока должник не заплатит, не откажется от взаимодействия или не добьется освобождения от обязательств через банкротство.
Никто не может заставить должника ответить на звонок и вести переговоры. Можно не реагировать на входящие, блокировать номер. За это ничего не будет. Впрочем, общаться с конкретным должником взыскатели вправе только с одного телефона, обязательно зарегистрированного на коллекторскую организацию. Если номера разные или принадлежат физическим лицам, можно жаловаться приставам и требовать привлечения фирмы к ответственности. Правда, придется доказать, что попытки созвона связаны именно со взысканием задолженности.
Увы, игнорирование входящих вызовов не позволит официально прекратить звонки. Коллекторы продолжат свою работу, ведь однажды должник может ответить и начать разговор. Как было сказано выше, несостоявшиеся дозвоны не учитываются в ограничениях, поэтому набор номера теоретически может длиться хоть целый день. Также на телефон должника наверняка будут отправлять СМС-сообщения, но и по ним закон выставил жесткие рамки.
Чтобы полностью запретить звонки коллекторов, можно воспользоваться статьей 8 закона, где описан порядок отказа от таких форм взаимодействия, как телефонные переговоры, текстовые и голосовые сообщения, очные встречи. Единственное условие для подачи такого заявления — наличие просрочки по долгу от четырех месяцев. Как только документ получен, коллекторы обязаны прекратить звонки. В противном случае им грозит наказание, если должник пожалуется в службу приставов.
С учетом последних поправок в закон № 230-ФЗ, отправить заявление на отказ от взаимодействия можно заказным письмом по почте, через нотариуса, по адресу электронки, указанному на сайте коллекторского агентства, или в соглашении с должником.
Также документ допускается вручить лично под расписку. Однако этот способ мало кому подойдет, поскольку коллекторское агентство может находиться в другом городе или регионе.
Бывает так, что банки и МФО передают коллекторам долг, который еще не взыскан судом. Такой расклад может повлиять на порядок отказа от взаимодействия:
Не секрет, что взыскатели частенько находят номера членов семьи должника. Чтобы коллекторы не звонили родственникам, подавать заявление на отказ не нужно. Здесь действует обратное правило: если нет письменных согласий от самого должника и от его родни, то любой созвон будет изначально считаться нарушением. Да и ранее оформленные согласия можно попросту отозвать, причем, в любой момент.
С одной и той же задолженностью может работать только одно коллекторское агентство. Поэтому если звонки идут из разных организаций, то это точно является нарушением. Лучше сразу подать жалобу в службу приставов, чтобы защитить свои интересы.
По умолчанию звонки со стороны коллекторов являются законным способом взыскания. Поэтому основанием для подачи жалобы может быть только какое-либо нарушение.
Вот несколько примеров:
Надзором за коллекторской деятельностью занимается ФССП. В службу можно подать жалобу, попросить проверить факты нарушений и привлечь виновных лиц к ответственности. В зависимости от характера действий коллекторов, приставы могут взыскать с них штраф или ограничиться предупреждением.
Отказ от взаимодействия является эффективным способом защиты. После его получения у коллекторов остается разве что возможность вести переписку с должником да истребовать долг через суд и приставов, если коллекторское агентство подаст документы на судебное взыскание задолженности. Из такой ситуации тоже есть вполне законный выход. Должник может пройти личное банкротство и избавиться от всех денежных обязательств по кредитам и займам.
В рамках банкротного дела в арбитраже коллекторское агентство, как и другие кредиторы, непременно заявит о своих финансовых претензиях к банкроту. Но после списания долга любое взыскание по нему прекратят. Соответственно, можно будет не бояться звонков и других способов взаимодействия. При банкротстве в МФЦ требования от кредиторов не принимаются — спишут только те обязательства, которые указал в заявлении сам должник, если закон допускает их списание.
Если вас интересуют подробности прохождения банкротства с последующим освобождением от долгов, оставьте заявку на бесплатную консультацию с нашим юристом. Мы проанализируем ваш случай и предложим вариант выхода даже из самой сложной ситуации.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А40-116370/2024
Было долга - более 500 000 руб.
г. Москва
Завершено:
22.04.2025
Этапы:
20.05.2024
Поступило в работу
27.05.2024
Подача заявления
23.07.2024
Признан банкротом
Списано долга:
более 500 000 руб.
А40-116434/2024
Было долга - 688 816 руб.
г Москва
Завершено:
04.04.2025
Этапы:
20.05.2024
Поступило в работу
27.05.2024
Подача заявления
22.07.2024
Признан банкротом
Списано долга:
688 816 руб.