«Вас беспокоит сотрудник отдела полиции по поводу вашей задолженности» — после такой фразы звонящего по телефону любой забеспокоится. Стремясь вернуть долги, некоторые особо изобретательные коллекторы обманывают граждан, представляясь сотрудниками правоохранительных органов.
И скорее всего разговор продолжится не очень оптимистично: в адрес должника вполне могут последовать угрозы. Поэтому к таким звонкам нужно относиться как минимум настороженно. Итак, что предпринять, если звонит коллектор и представляется сотрудником полиции.
Несмотря на то, что деятельность коллекторских агентств строго регулируется Федеральным законом № 230-ФЗ, некоторые сотрудники части агентств не гнушаются любых методов воздействия на должника. Идея позвонить неплательщику от имени полиции и припугнуть его статьей Уголовного кодекса кажется им блестящей. Но такие способы взаимодействия незаконны.
Коллектор «под маской полицейского» может сказать, что готовится возбуждение уголовного дела по факту мошенничества в сфере кредитования. И если обязательство не будет погашено в течение нескольких дней, то делу «дадут ход». Вся эта тирада обычно подкрепляется угрозой внушительного наказания вплоть до лишения свободы. Расчет состоит в том, что должник начнет переживать не только за себя, но и за свою семью, за будущее детей. Поэтому бдительность его притупляется, и он начинает безоговорочно верить словам «полицейского» по телефону.
Особенно это касается юных и пожилых людей. У молодежи еще не сформировалась устойчивая психологическая реакция, плюс в основном нет опыта общения с сотрудниками правоохранительных органов (что с другой стороны хорошо). Ну а пожилые, как правило, с давних времен доверяют сотрудникам МВД и не могут даже подумать, что звонит не тот, кто представляется.
Коллектор будет требовать быстрого погашения задолженности. Если у человека нет средств, и он прямо об этом говорит, то лже-полицейский может предложить оформить новый кредит или занять у близких людей. Как должник будет гасить еще одно финансовое обязательство, звонящего не интересует — ему важно, чтобы текущее требование было закрыто как можно быстрее. Добросовестный коллектор так не действует, поскольку знает, что любая угроза противоречит закону.
Закон о коллекторах четко регламентирует, как должно взаимодействовать с должником каждое коллекторское бюро, а также отделы взыскания банков и МФО (на них положения № 230-ФЗ тоже распространяются). Никаких угроз, шантажа и употребления ненормативной лексики в беседе с неплательщиком быть не должно.
Также определены категории граждан, которые вообще должны быть избавлены от звонков коллекторов:
Людям из перечисленных категорий или их представителям необходимо предоставить в адрес коллекторского агентства подтверждающие эти обстоятельства документы. Например, справку об инвалидности или решение суда об ограничении в дееспособности. Когда коллектор надлежаще уведомлен, он не имеет права беспокоить такого неплательщика.
Время для звонков и отправки сообщений строго регламентировано. Часовой пояс определяется по месту проживания должника, поэтому звонки глубокой ночью под предлогом того, что взыскатель проживает в другом регионе, будут тоже считаться нарушением.
Коллектор правомочен беспокоить неплательщика с 8 до 22 часов по будням и с 9 до 20 часов в праздничные и нерабочие дни.
Разрешенное коллекторам количество звонков и СМС-сообщений в адрес должника:
Временной отрезок | Сообщения | Звонки |
---|---|---|
в сутки | не более 2-х раз | не более 1 раза |
в неделю | не более 4-х раз | не более 2-х раз |
в месяц | не более 16 раз | не более 8 раз |
При этом номер телефона или адрес электронной почты, с которых приходят письма, сообщения или звонки должнику, не могут быть скрыты. Наоборот, они должны идентифицироваться, как принадлежащие агентству.
С 1 февраля 2024 года вступают в действия очередные поправки в закон № 230-ФЗ, которые широко анонсировались в СМИ. Одно из изменений касается понятия «обмен сообщениями»: если на первое сообщение от сотрудника коллекторского агентства неплательщик ответил, то до завершения переписки взыскатель вправе отправлять неограниченное количество сообщений. Также сотрудник коллекторской фирмы для защиты будет сообщать свой индивидуальный идентификационный номер.
Если поступил звонок якобы от «сотрудника МВД», рекомендуем сохранять присутствие духа. Перво-наперво важно понять, действительно ли это полицейский или все-таки взыскатель. Сразу обратите внимание: настоящий работник правоохранительных органов обязательно представится: назовет ФИО, звание и отдел, в котором трудится. Никаких требований о погашении в краткие сроки задолженности по кредиту полицией выдвинуто не может быть. Максимум вас могут пригласить для дачи показаний, и то — с подтверждением в виде повестки.
Если звонит коллектор, представившись сотрудником полиции, для защиты вам будет нужна аудиозапись беседы с ним. Фиксировать разговор на диктофон — это необходимость при таких обстоятельствах. В будущем наличие записей может послужить доказательством нарушения коллекторами закона при взаимодействии с неплательщиком. Главное, не забудьте предупредить собеседника о включении аудиофиксации. Такой разговор станет отличным вещдоком против коллекторов. К примеру, к свидетельским показаниям суд может отнестись критично, особенно в ситуации, если свидетель только со слов самого потерпевшего будет знать, что звонил взыскатель. Аудиозапись — гораздо более надежное подтверждение.
Выслушав говорящего, необходимо еще раз уточнить:
Чем больше информации звонящий сообщит — тем лучше. Скорее всего, он просто запутается, если спросить его то, что он говорил ранее. Так, может «измениться» фамилия сотрудника правоохранительных органов или наименование территориального отдела МВД. Или случится еще более удивительная вещь, когда «полицейский» затруднится назвать статью, по которой собирается привлекать должника к ответственности.
Если взыскатель начал от имени полиции писать сообщения, то их также необходимо сохранять в качестве доказательств. Скриншоты можно заверить у нотариуса.
Для сведения, просто за долги неплательщиков к уголовной ответственности не привлекают. Для этого необходимо, чтобы действия должника являли собой состав преступления. Так, статья 159.1 УК РФ подразумевает, что заемщик предоставил банку заведомо ложные сведения для получения кредита. Если все документы были в порядке, то и состава мошенничества в сфере кредитования тут нет.
Могут также «попугать» наказанием по статье 177 УК РФ за уклонение от погашения кредиторской задолженности. Однако есть нюансы: уклонение должно быть признано злостным, а сумма долга — более 2 250 000 рублей. А еще потребуются доказательства, что неплательщик имеет материальную возможность расплатиться с обязательствами, но умышленно не пытается это сделать.
Если ваша ситуация под эти условия не подходит, то и возбуждения уголовных дел по этим статьям опасаться не стоит.
Главная же задача для заемщика: узнать, какое коллекторское агентство не брезгует незаконными методами работы. Если у неплательщика всего один долг, то узнать это нетрудно — можно уточнить непосредственно у кредитора. Но если задолженностей несколько, выяснить, какое именно коллекторское агентство привлек банк, можно на Федресурсе (1).
После этого можно составить отказ от взаимодействия с ним:
Ранее, чем через 4 месяца с момента возникновения просрочки, направлять это заявление бессмысленно — оно не будет принято во внимание. К тому же, после получения этого документа агентство, скорее всего, начнет взыскивать долг уже в судебном порядке.
Ситуация, когда сотрудник коллекторского агентства названивает заемщику и от имени органов правопорядка угрожает уголовной статьей за неуплату кредитов, может вывести из себя любого. Но на такого коллектора есть управа — его действия можно обжаловать в законном порядке и пресечь тем самым угрозы.
Непосредственный надзор и контроль за деятельностью коллекторов ведет ФССП — Федеральная служба судебных приставов. В это учреждение и стоит адресовать свою жалобу на неправомерные звонки.
Способов отправки или передачи жалобы достаточно:
Образец жалобы в ФССП на коллекторов — 12,4 КБ
Также жалобу можно направить и в другие ведомства:
Если ФССП не реагирует на поступившую жалобу в течение 10 суток, которые установлены законом, то заявитель может направить заявление о бездействии пристава-исполнителя в районный суд в порядке ст. 121 № 229-ФЗ. Жаловаться можно и старшему судебному приставу.
Жалоба на судебного пристава — 21 КБ
Появление на горизонте коллекторов — верный признак, что взыскание зашло слишком далеко. Долги растут, и погашать их нечем? Наши юристы готовы предоставить вам подробную консультацию. Мы не только ответим на все вопросы, но и проанализируем перспективы списать долги через процедуру банкротства физических лиц.
Сотрудники коллекторских агентств не имеют права сообщать сведения о задолженности кому бы то ни было без согласия неплательщика и третьего лица. Действия коллектора можно обжаловать через ФССП.
Если при оформлении кредита вы предоставляли настоящие документы, сумма вашей задолженности менее 2 250 000 рублей, и вы хоть пару раз вносили платежи — опасаться нечего, коллектор пытается вас напугать. И это тоже повод для жалобы в ФССП.
По смыслу разговора понятно, что это не настоящий сотрудник МВД. Уточните у банка, в котором вы брали кредит, кому ваш долг передан на взыскание. Узнав наименование коллекторского агентства, обращайтесь с жалобой в ФССП. Для собственного спокойствия можете также навести справки в отделении касательно звонившего.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.