Микрофинансовые организации, они же МФО, выдают займы физическим лицам. Их контролирует Центробанк, и деятельность МФО регламентирована законами, главным образом, № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности…». Если при размещении рекламы, выдаче займов или взыскании задолженности компания допустит нарушение, на нее можно подать жалобу. Куда обращаться и как правильно написать жалобу на МФО, читайте в нашем материале.
Основанием для жалобы на МФО может быть нарушение конкретного договора или нарушение законодательства о правилах оказания финансовых услуг. При обжаловании можно ссылаться на договоры, переписку, претензии. Но даже не будучи клиентом можно жаловаться на микрофинансовую организацию. Например, за недобросовестную рекламу, или если в договоре займа прописаны заведомо незаконные положения. Когда МФО предлагает заключить договор дарения на имущество заемщика или же неэтично рекламирует услуги — это тоже поводы обратиться в надзорный орган.
Что такое МФО и как не стать жертвой аферистов?Статья по теме
МФО чаще всего нарушают законы:
В отдельную группу выделим заведомо незаконную деятельность МФО, если компания не состоит в реестре Центробанка РФ или исключена из него за нарушения. На сайте ЦБ РФ можно посмотреть, какие микрофинансовые организации получили разрешение на легальную работу по оформлению микрозаймов. Если компания не состоит в реестре, она действует незаконно. С 2021 года за незаконную выдачу займов предусмотрена уголовная ответственность по ст. 171.5 УК РФ. В реестре состоят «Росденьги», «Деньги сразу», «Мигкредит» — эти компании работают легально, хотя и они допускают нарушения в своей работе.
Контроль за работой микрофинансовых организаций осуществляет Центробанк РФ. Но жалобы можно подавать не только в ЦБ РФ, но и в другие государственные ведомства. По жалобе МФО могут исключить из реестра, оштрафовать либо заставить устранить нарушения.
Чтобы правильно подготовить жалобу и подать ее в нужный орган, нужно знать основные нормы законодательства. Деятельность МФО регулируется следующими нормативными актами:
Выдача займов гражданам подпадает под закон № 2300-1 о правах потребителя. По этому закону потребитель — заведомо более слабая сторона, которая нуждается в защите, разъяснениях, понятном информировании. МФО придется доказывать, что она не нарушала закон.
В законах описаны требования к правилам выдачи займов и взысканию долгов, порядок обращения с претензиями, жалобами. Образцы жалоб и исков законами не утверждены. Как правило, обращения пишутся в свободной форме или по шаблонам, приведенным на профильных ресурсах контролирующих ведомств.
Теперь расскажем, как написать жалобу на МФО, куда ее подавать, и какого ждать ответа.
Важно учитывать характер нарушения. У каждого государственного органа есть определенные полномочия и своя зона контроля, поэтому важно подать документы «правильному» ведомству.
Центробанк является профильным органом, который выдает разрешения на работу МФО и контролирует деятельность организаций. В ЦБ РФ можно обращаться по любым нарушениям в работе микрофинансовых компаний. Не поможет ЦБ только в случае разбоя, краж с карты и других мошеннических действий.
Скачать пример жалобы в ЦБ на МФО — 20,8 КБ
В Центробанк можно направить онлайн-жалобу через Интернет-приемную в случае:
Перечень оснований, по которым вы можете жаловаться в Центробанк, не ограничен. На сайте Центробанка можно найти дополнительные разъяснения по частым вопросам граждан.
Онлайн-обращение заверяется учетной записью Госуслуг (ЕСИА). После получения жалобы заявителю направят уведомление. Срок проверки жалобы в ЦБ РФ — 30 календарных дней.
Для рассмотрения вопросов, связанных с оказанием банковских услуг, кредитования и страхования, создан институт финансового омбудсмена.
Предметом обращения может быть:
Обратиться к омбудсмену можно, если сумма задолженности не превышает 500 тыс. рублей. Предварительно нужно направить письменную претензию в адрес МФО, выждать срок ответа 30 дней. Копию претензии и доказательств отправки нужно прикрепить к жалобе.
Обращение можно подать через электронный сервис. Ответ будет дан в течение 15 дней. Решения омбудсмена для МФО будут обязательны — если омбудсмен посчитает, что проценты завышены, микрофинансовая организация обязана будет снизить сумму до законной.
Роспотребнадзор рассматривает жалобы о правах потребителей. Выдача микрозаймов тоже подпадает под сферу защиты прав потребителей. Когда жаловаться в Роспотребнадзор на МФО: если МФО не ответила на претензию в течение 30 дней — это прямое нарушение прав потребителя.
Нарушение прав потребителя может возникнуть при исполнении договора. Например, МФО отказала клиенту в возможности досрочно погасить микрозаем или же насчитала безосновательные штрафы, комиссии и сборы, не предусмотренные договором.
В Роспотребнадзор жалобу на МФО можно подать лично или по почте, а также онлайн: на сайте ведомства или через Госуслуги. Вы вправе прикрепить копии документов, сканы переписки, но у МФО запросят пояснения, материалы вашему вопросу. Также ведомство может проводить проверку в офисе компании, если это требуется для рассмотрения жалобы.
Жалоба на МФО в Роспотребнадзор — 14 КБ
ФССП контролирует взыскание задолженностей коллекторами и МФО.
Платить ли коллекторам в 2024?Статья по теме
К приставам можно обращаться за защитой в следующих случаях:
ФССП не будет оценивать договор, они рассматривают процесс взыскания долга. Жалобу приставам можно подать на личном приеме, по почте. Также есть два варианта электронных обращений — через Госуслуги или сайт ФССП. Срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней.
Прокуратура является общим надзорным органом. Прокурор не рассматривает вопросы о заключении, исполнении или расторжении договоров. Если МФО или коллекторы грубо и опасно нарушают закон при взыскании задолженности, обращение в прокуратуру будет эффективным. Например, вы можете пожаловаться на угрозы, ночные звонки, агрессивные действия.
Жаловаться в прокуратуру можно:
Срок рассмотрения обращения — до 30 дней. По итогам жалобы на МФО в прокуратуру может приниматься решение о возбуждении уголовных или административных дел. Также прокуратура может вынести предписание об устранении нарушений, временно приостановить деятельность компании.
ФАС поможет в особых случаях. Ведомство занимается антимонопольным регулированием, нарушениями в сфере конкуренции и рекламы.
Если информация в рекламе не соответствует реальным условиям выдачи займов или содержит неэтичные, оскорбительные, противозаконные высказывания, ФАС вынесет предписание об устранении нарушений и взыщет штраф. Подать обращение в ведомство можно через онлайн-сервис.
В МВД подается не жалоба на коллекторов и МФО, а заявление о возбуждении административных или уголовных дел. Полиция рассмотрит следующие преступления:
Мошенники оформили кредит — что делать?Статья по теме
Заявление подается лично в полицию. На доследственную проверку отводится до 15 дней, а точный срок привлечения к ответственности зависит от состава нарушения.
К ответственности могут привлекать саму микрофинансовую организацию по административным составам, а руководителя и сотрудников — по уголовным.
СРО контролируют работу своих членов, помогают урегулировать спорные вопросы. Жалоба в СРО поможет отстоять интересы. В 2024 году все МФО состоят в одной из двух саморегулируемых организаций:
Перед отправкой жалобы посмотрите, состоит ли ваша МФО или МКК в реестре членов данного СРО. Если компания не имеет членства ни в одном СРО, пишите в прокуратуру — это нелегалы, которые не имеют права выдавать займы населению. Такие черные МФО используют ваши персональные и паспортные данные в преступных целях, либо через пару месяцев привлекут криминальные структуры к выбиванию долга.
В саморегулируемую организацию можно пожаловаться на незаконные методы взыскания, на неправильный расчет долга, на «накручивание» процентов. СРО проведет проверку, по результатам которой микрофинансовую компанию могут исключить из состава саморегулируемой организации и привлечь к финансовой ответственности.
Суды рассматривают споры о законности договоров микрозайма. Также через суд осуществляется взыскание задолженности.
Клиент МФО может через суд:
Если микрофинансовая организация выиграет суд по взысканию, она направит документы приставам.
МФО нередко подают в суд по займам с истекшим сроком исковой давности (старше 3 лет). По долгам до 500 тысяч они вообще получают судебный приказ — дело рассматривается в упрощенном порядке, судья выносит приказ и предлагает должнику подать возражения. Важно получить документы и заявить об отмене приказа в течение 10 дней, иначе он вступит в силу, и оспорить сроки уже будет нельзя.
Если долг более 500 тысяч, МФО обратится в суд с исковым заявлением. Сам судья сроки давности не проверяет, это право сторон. Здесь тоже важно быть внимательным — заявление о пропуске исковой давности подается в первой инстанции, пока суд не вынес решение. После решения о взыскании долга, апелляционную жалобу на МФО подавать будет поздно. Апелляция рассматривает документы, которые были в суде первой инстанции, заявлять в апелляции о пропуске срока исковой давности бессмысленно.
Теперь расскажем, как писать претензию или жалобу. В документе нужно описать ситуацию — как произошло нарушение ваших прав.
При обращении во все органы в жалобе нужно указать:
К жалобе нужно приложить доказательства: договоры, графики платежей, претензии, переписку с микрофинансовой организацией. Если вы направляете жалобу по почте, приложите ксерокопии — их можно заверить у своего работодателя бесплатно или у нотариуса за деньги. При подаче онлайн доказательства прикрепляются в виде отсканированных копий.
В зависимости от сути нарушения и органа, в который вы обращаетесь, жалобу можно подавать:
Сроки на ответ начинают исчисляться даты, когда гос. орган получил жалобу.
При обжаловании ваши интересы может защищать представитель. На него нужно оформить нотариальную доверенность с перечнем полномочий.
Наличие непогашенных задолженностей перед МФО, банками и коллекторами может стать большой головной болью. Вы можете узнать все нюансы списания этих и других долгов у наших юристов. Запишитесь на бесплатную консультацию!
Все судебные дела размещены с согласия должников
А66-636/2024
Было долга - 927 254 руб.
г. Тверь
Завершено:
19.09.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
21.03.2024
Признан банкротом
Списано долга:
927 254 руб.
А79-156/2024
Было долга - 1 227 404 руб.
г. Чебоксары
Завершено:
07.10.2024
Этапы:
08.01.2024
Поступило в работу
15.01.2024
Подача заявления
27.02.2024
Признан банкротом
Списано долга:
1 227 404 руб.