Работая в такси, водитель оказывает услуги по перевозке людей и/или по доставке грузов. Эта деятельность разрешена как до подачи документов на банкротство, так и после начала процедуры признания несостоятельности. Но нужно учитывать, что все официальные доходы таксиста будет контролировать финансовый управляющий, да и на личном автомобиле таксовать не получится, поскольку машина не защищена «иммунитетом» по ст. 446 ГПК РФ, а значит, авто заберут на реализацию. О том, как работать в такси при банкротстве, и какие у водителя возникнут препятствия, расскажем далее.
Работать таксистом можно на своей или на арендованной машине, но чаще всего водители выбирают второй вариант, так как для него не придется получать отдельное разрешение. Выплаты от службы (агрегатора) такси поступают на банковскую карту. Это официальный доход, за который необходимо платить налоги. Оптимальным вариантом будет самозанятость — на этом режиме процесс налогообложения максимально упрощен, да еще и предусматривает достаточно низкие ставки.
Таксист, как и любой другой гражданин, может оказаться в долгах. Чем больше их размер, тем очевидно сложнее справиться с требованиями кредиторов. В такой ситуации все больше людей выбирают такой вариант решения финансовых проблем, как банкротство. Процедура доступна и трудоустроенным по ТК РФ, и самозанятым, и безработным.
Работа в такси может повлиять на банкротство следующим образом:
При подаче заявления в арбитражный суд нужно предоставить сведения о своем заработке и уплаченном подоходном налоге за последние 3 года. Работая в официальной службе такси или по индивидуальному разрешению, скрыть доходы точно не получится. Да, еще встречаются частные таксисты, особенно в небольших населенных пунктах, которые работают нелегально. Но попытка уйти от налоговой — это в любом случае нарушение.
К тому же, если наличие скрытого заработка выявят в ходе банкротства, это может обернуться отказом в списании долгов. В остальном никаких особых отличий банкротства таксиста от любого другого должника не будет.
Еще до банкротства, когда долги взыскивают через ФССП, пристав может ограничить неплательщику право управления транспортом. Правда, эта мера распространяется не на все требования кредиторов и не вводится при сумме задолженности до 10 тысяч рублей. Если должнику ограничили право вождения, таксовать он не сможет ни на какой машине. Все официальные агрегаторы такси строго следят за наличием действующих водительских удостоверений. Нелегальный извоз наверняка пресекут очень быстро.
После возбуждения банкротства арбитраж может ввести арест имущества, но не ограничивает право управления ТС. Поэтому должник, если захочет, продолжит работать в такси. Но здесь, помимо продажи личного авто, может возникнуть еще одно препятствие: агрегатор такси, предоставляя машину в аренду, не оплачивает шоферу бензин и другие расходные материалы. Эти траты ложатся на водителя.
Почему в продолжение банкротства это становится проблемой:
Если вы оказались перед такой дилеммой, оставьте заявку на консультацию нашего юриста. Мы проанализируем вашу ситуацию и предложим пути решения. Если есть надежда сохранить возможность заработка в продолжение банкротства, мы предложим вам пути его достижения.
В теории можно временно заправляться за счет кого-то из близких. Но возникнут проблемы с возвратом этих новых долгов, ведь заработок от такси будет поступать под контроль финуправляющего.
Закон о такси допускает работу по трудовому договору (ст. 12 № 580-ФЗ). Для соответствующих агрегаторов и служб это не самый выгодный вариант, так как придется перечислять налоги и страховые взносы за своих работников, оплачивать им больничные, предоставлять другие гарантии.
А вот для банкрота, наоборот, работа в такси по трудовому договору действительно стала бы выходом. Вполне возможно, что в ближайшее время примут поправки в законодательство, которые обяжут службы такси оформлять водителей строго по нормам ТК РФ (1). Но пока что все обстоит иначе, и привилегированным положение таксистов точно не назовешь.
Мы все работаем, чтобы получать доход и, зарабатывая деньги, тратить их на свое усмотрение, планировать грядущие расходы или делать накопления. Все то время, пока идет банкротство, должник временно попадает в стесненные обстоятельства. Фактически это «плата» за скорое освобождение от задолженностей.
Одна из обязанностей должника после открытия банкротного дела — передать управляющему все свои банковские карточки, предоставить ему доступ к счетам и к электронным кошелькам, если таковые имеются. До завершения процедуры текущий доход будет поступать в конкурсную массу, а не лично должнику.
Чтобы получать деньги на текущие нужды, должник подает заявление о выделении прожиточного минимума. При наличии уважительных причин могут выделить и больше, но только через суд. Но мы все объективно понимаем, что этих сумм в современных реалиях будет достаточно только на самое необходимое (на приобретение продуктов и т.п.). Управляющий точно не будет «от себя» выдавать больше денег, чтобы должнику хватало на бензин.
Итак, картина вырисовывается следующая: таксист нашел способ легально продолжать зарабатывает деньги своим ремеслом, но почти все они, пусть и временно, идут мимо его кармана. Здесь придется честно ответить себе на вопрос, а стоит ли в такой ситуации продолжать работу шофером. С одной стороны, заработок от перевозки даст возможность получать тот же прожиточный минимум на свой спецсчет. При отсутствии собственных доходов зачислять будет нечего. С другой стороны, можно попытаться временно отказаться от работы в такси и найти другой источник заработка, не требующий регулярных вложений. Решение каждому придется принять самостоятельно.
Нелегально таксовать, получая деньги от пассажиров наличными, возможно, но этот выбор сопряжен с немалыми рисками и с еще большими неудобствами:
Таксист, который работает и получает доход, не сможет пройти процедуру внесудебного банкротства. Если начать таксовать уже после возбуждения дела в МФЦ, то придется подать уведомление об улучшении имущественного положения, что, в свою очередь, приведет к прекращению банкротства. Упрощенный процесс длится всего 6 месяцев — если есть возможность, лучше подождать, а после вернуться к привычному занятию.
Чтобы заниматься перевозками на собственном авто, необходимо сначала получить разрешение (это не очень сложно, да и банкротство никак на него не повлияет). Проблема возникнет вовсе не с разрешением, а с личной машиной. Скрыть ее от управляющего и кредиторов нельзя, да и не получится, поскольку транспорт регистрируют через Госавтоинспекцию. Сразу после возбуждения банкротства суд может арестовать автомобиль, а затем его изымут на торги.
Разберем еще один гипотетический вариант: взять машину у кого-то из знакомых и оформить доверенность на управление. Однако мало кто согласится отдать автомобиль для регулярного извоза даже за деньги (а лишних денег у банкрота, напомним, нет — только прожиточный минимум ежемесячно).
Вторая сложность: транспортные средства, задействованные в службе такси, существенно теряют в стоимости из-за пробега, износа и постоянных поломок. Ну и опять возникнет тот же вопрос, который мы затронули выше: за чей счет банкет (заправка, техобслуживание и т.д.)?
Итак, трудности преодолелись, и банкротство закончилось списанием долгов. Теперь должник свободен в финансовом плане и спокойно может снова сесть за баранку, не переживая, что доходы поделят между собой кредиторы. Единственное ограничение, которое напрямую касается некоторых таксистов: в течение пяти лет нельзя будет открыть ИП, если в процедуру человек вступал с действующим статусом предпринимателя. А вот для работы по самозанятости никаких проблем не возникнет — запретов нет.
Статус банкрота не станет помехой, чтобы устроиться в такси и арендовать автомобиль. Уведомлять о завершенном банкротстве нужно только банки и МФО — при получении займов и кредитов. Доходы, которые будет получать водитель, списавший долги, останутся в его полном распоряжении. Взыскание может продолжиться только по обязательствам, которые не подлежат списанию в банкротных делах (это, например, алименты).
Узнать подробнее об основаниях для прохождения банкротства и о возможных рисках вы можете на бесплатной консультации, которую предоставляют наши юристы новым клиентам. Оставьте заявку, и мы вам перезвоним.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А40-116370/2024
Было долга - более 500 000 руб.
г. Москва
Завершено:
22.04.2025
Этапы:
20.05.2024
Поступило в работу
27.05.2024
Подача заявления
23.07.2024
Признан банкротом
Списано долга:
более 500 000 руб.
А40-116434/2024
Было долга - 688 816 руб.
г Москва
Завершено:
04.04.2025
Этапы:
20.05.2024
Поступило в работу
27.05.2024
Подача заявления
22.07.2024
Признан банкротом
Списано долга:
688 816 руб.