«Низовыми» органами в системе ФССП — Федеральной службы судебных приставов — являются отделы и отделения. Они функционируют по территориальному принципу и обычно охватывают отдельные районы субъекта РФ. Но есть и исключения, когда подразделения вправе работать на всей территории региона. Их называют межрайонными отделами судебных приставов (МОСП). Есть отличия и в категориях производств, и в полномочиях специалистов.
У каждого государственного ведомства есть своя структура. Обычно она построена по территориальному принципу, и система ФССП не является исключением. В ней есть федеральные, региональные, межрегиональные, районные и межрайонные подразделения. В принципе, уже по их названию видна специфика деятельности. Полномочия регионального управления охватывают территорию одного субъекта РФ. У межрегиональных подразделений, напротив, есть право вести производства сразу на территории нескольких регионов.
Линейными подразделениями в ФССП являются районные отделы и отделения (РОСП), которые созданы в каждом регионе. В районах с большим количеством жителей и обширной территорией могут создавать отделы (участки) в крупных населенных пунктах. Но по многим категориям дел этого недостаточно. Чтобы расширить полномочия приставов и организовать полноценное взыскание на территории всего региона, создают межрайонные отделы (МОСП).
В методических рекомендациях ФССП № 0001/10 описан порядок создания и наделения полномочиями межрайонных подразделений ведомства (1):
Предметный принцип — это создание отделов, которые занимаются только отдельными категориями дел (исполнением по алиментам, по административным штрафам, по розыску детей и еще по ряду требований). При этом каждый регион сам решает, нужны ли ему такие подразделения, или с задачами справляются обычные районные отделы.
Для сравнения: в Москве создано более десяти межрайонных подразделений (2), что вполне логично с точки зрения количества жителей. А вот в Ленинградской области их вообще нет (3). Это значит, что региональное управление ФССП не видит необходимости в создании еще одной структуры.
Общие полномочия по взысканию у специалистов из районных и межрайонных отделений судебных приставов одинаковы. Они могут проводить арест и реализацию имущества, обращаться в банки и к работодателям для удержаний денег с доходов, вводить ограничения и запреты.
Отличия заключается в следующем:
При этом приставы из ОСП (РОСП) и МОСП вполне могут направлять запросы в государственные органы и обычные организации по всей стране. Ничто не мешает им отправить постановление на удержание в банк, который находится в другом регионе. Но действия с тем же имуществом (осмотр, опись, изъятие) возможны только на «своей» территории.
Если у должника есть активы в другом субъекте РФ, придется взаимодействовать через региональные управления. Просто взять и поехать домой к неплательщику, который живет в соседнем или удаленном регионе, районный или межрайонный пристав не может. Да и не станет.
Изначально рекомендации № 0001/10 (1) принимали для создания межрайонных отделов и отделений по особым исполнительным производствам. Как прямо сказано в документе, это обеспечивает:
В разделе 7 рекомендаций приведен перечень дел особой важности, которые поручают специалистам МОСП. Помимо прочего, туда входит взыскание таможенных платежей, штрафов и компенсации ущерба за коррупционные преступления, долгов за услуги ЖКХ (только между юридическими лицами), а также исполнение требований о розыске детей.
Телефоны горячей линии судебных приставов-исполнителейСтатья по теме
Разъяснений касательно создания отделов по предметному принципу в рекомендациях нет. На практике в разных регионах страны действуют межрайонные подразделения:
Тот же отдел по алиментным платежам не будет заниматься взысканием кредитных долгов или просрочек по услугам ЖКХ. Такое перераспределение полномочий вполне оправдано, так как пристав ведет дела только одной категории.
Все МОСП подчиняются региональным управлениям ФССП. Отделам по особым производствам поручения может давать главный пристав РФ. Подразделения ведут специальную отчетность, отражающую их нагрузку. На основании этих сведений принимают решение о создании новых или о расформировании действующих межрайонных отделов.
Приставы МОСП приступают к производству после получения исполнительных документов. Согласно рекомендациям № 0001/10, возможные такие схемы:
Все контакты и телефоны по каждому отделу размещены на сайте ФССП (4). Также можно узнать отделение по адресу через этот сервис. По всем подразделениям предоставлена и дополнительная информация, в том числе, график работы и приема граждан.
Посмотрим, как происходит выбор отдела ФССП, если предметом исполнения являются алименты. Взыскатель не всегда может прийти в ближайший к себе отдел или направить туда документы почтой. Исполнительные действия ведутся по адресу проживания должника или по месту нахождения его имущества. Соответственно, на сайте приставов нужно найти подразделение именно по этим критериям. Если на портале указано о наличии межрайонного отдела по алиментам, взыскатель подает документы туда. Если сведений о МОСП нет, то обращаться нужно в районное подразделение.
Пристав, получивший документ, в течение одного дня оформит служебную записку в адрес регионального управления. После этого главный пристав субъекта РФ выносит постановление о передаче материалов в межрайонный отдел. Заявителя обязательно уведомят о «смене локации» по почте или через Госуслуги.
Уголовные дела возбуждаются следственными органами, однако ФССП может выступать инициатором. В плане привлечения к ответственности у районных и межрайонных отделов одинаковые полномочия. Если просрочка по алиментам составляет от двух месяцев, то сначала возбудят административное дело. При повторном нарушении появятся основания для уголовного наказания.
Сроки на исполнение указаны в статьях закона № 229-ФЗ и едины для всех подразделений службы приставов. Учитывая, что у межрайонных отделов своя специфика работы, взыскание силами МОСП будет эффективнее, а зачастую, и быстрее по времени.
Должник обязан исполнить требование взыскателя независимо от того, какой отдел приставов ведет производство. К неплательщику могут применить все меры, предусмотренные законом № 229-ФЗ. Учитывая, что у специалистов МОСП полномочия немного шире (как минимум, по территории действий), взыскание будет активнее и эффективнее. К примеру, межрайонные отделы по алиментам постоянно взаимодействуют с Госавтоинспекцией, чтобы проводить рейды на дорогах и выявлять должников. По таким делам приняты и специальные рекомендации (5).
Объем прав должника также не изменится от того, где ведут дело по взысканию. К примеру, на основании закона он может подавать заявление о сохранении прожиточного минимума при удержаниях, жаловаться на действия и постановления пристава. Требовать передачи производства в обычный районный отдел нельзя, да это и не имеет особого смысла.
Многие требования, исполнением которых занимаются приставы, можно указать в документах на банкротство. Но те же алиментные платежи с должника не спишут. Это значит, районный или межрайонный отдел продолжит взыскание с банкрота. С другой стороны, избавившись от других долгов (кредиты, займы, коммуналка и т.д.), будет проще исполнять оставшиеся обязательства.
Если хотите узнать больше об основаниях и последствиях освобождения от долгов через банкротство, оставьте заявку на звонок нашего юриста. Мы поможем даже в самой сложной ситуации — запишитесь на бесплатную консультацию и убедитесь сами.
Все судебные дела размещены с согласия должников
А05-6580/2024
Было долга - 766 519 руб.
г. Тверь
Завершено:
18.04.2025
Этапы:
27.05.2024
Поступило в работу
03.06.2024
Подача заявления
18.07.2024
Признан банкротом
Списано долга:
766 519 руб.
А66-8161/2024
Было долга - 816 304 руб.
г. Тверь
Завершено:
11.04.2025
Этапы:
27.05.2024
Поступило в работу
03.06.2024
Подача заявления
13.09.2024
Признан банкротом
Списано долга:
816 304 руб.